Через десять дней, 15 апреля, истекает конечный срок подачи заявок на строительство двух серийных атомных ледоколов нового поколения - аналогичных тому, что уже заложен и строится как головной на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Необходимые средства из федерального бюджета выделены, даты поджимают, а в руководстве двух государственных корпораций не могут прийти к согласию, как наиболее эффективно и с пользой для собственной страны потратить 126 миллиардов рублей, уже расписанных минфином под этот проект.
Напомним: минувшим летом правительство РФ постановило выделить в 2014-2020 годах 86,105 миллиарда рублей на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220. Ранее, на строительство головного ледокола этого же проекта, было выделено 37,9 миллиарда. На такие траты государство идет, понимая важность обеспечения навигации в Арктике и на трассах Севморпути. Сейчас тут занято пять атомных ледоколов, но в связи с выработкой ресурса к 2021 году останется один - "50 лет Победы".
Первый атомный ледокол, как известно, был построен в СССР и пущен в эксплуатацию под именем "Ленин" более полувека назад. Свой ресурс он уже исчерпал и определен на вечную стоянку в заполярном Мурманске, став уникальным кораблем-музеем. Отслужили срок и выведены из эксплуатации еще три атомных ледокола советской постройки - "Арктика", "Сибирь", "Россия".
Чтобы обеспечить своевременную смену тем, что еще работают ("Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и находящий в резерве "Советский Союз"), было решено построить три новых универсальных ледокола. Универсальных - значит, с изменяемой осадкой, для работы в тяжелых льдах на больших глубинах и на мелководье, в устьях сибирских рек. Головной корабль заложили в ноябре 2013 года на Балтзаводе, отпустив на его строительство 37,9 миллиарда рублей.
Тендер на строительство двух серийных должен был завершиться еще в августе 2013 года, но его продлили - сначала до 27 сентября, потом перенесли на конец года. А в декабре объявили несостоявшимся. По той причине, что единственный участник конкурса - "Балтийский завод - судостроение", где заложен головной ледокол - указал в заявке цену, превышающую начальную сумму в 77,5 миллиарда долларов. И на этом основании не был допущен к торгам.
Вслед за этим последовали препирательства в печати между организаторами конкурса (ГК "Росатом") и претендентами на крупнейший госзаказ - БСЗ и Объединенной судостроительной корпорацией, которая управляет активами Балтзавода. Питерские корабелы и их кураторы в ОСК упирают на то, что правительством выделено на строительство двух ледоколов 86,1 миллиарда рублей. Эта цена, по их версии, основана на пределе рентабельности, а сам госзаказ имеет целью поддержать отечественное судостроение. Для балтийцев это реальная возможность встать с колен и расправить плечи - для других проектов. А организаторы конкурса, срезав в свою пользу 10-процентную комиссию (8,6 миллиарда рублей), предлагают корабелам заведомо убыточный заказ...
Но в "Росатоме", приняв на вооружение исключительно рыночные принципы, стоят на своем: цена реальная, на мировом рынке есть компании, которые могут и готовы справиться с поставленной задачей - в требуемые сроки и за указанную цену. Упреки в непатриотизме не принимают: "Мы заинтересованы в том, чтобы ледокол был построен российской компанией, но повышать стоимость контракта не будем...".
Чем в итоге разрешится этот спор, узнаем через пару недель. Сроки тендера в очередной раз были продлены с 18 марта до 15 апреля. Возможно, для того, чтобы дать заявиться второму российскому участнику. Как ожидается, им станет входящее в контур управления ГК "Росатом" конструкторское бюро "ОКБМ Африкантов". Расположенное в Нижнем Новгороде, это КБ известно тем, что создавало и продолжает создавать ядерные энергоустановки для подводных лодок и надводных судов, включая первый в мире атомный ледокол "Ленин". Здесь же сконструирована и первая плавучая АЭС, которая, к слову сказать, была заложена на Севмаше, а достраивается на Балтзаводе.
Изначально "ОКБМ Африкантов" спроектировал для универсального двухосадочного ледокола новую реакторную установку РИТМ-200. А теперь, получается, может стать генеральным подрядчиком на весь проект: буквально два дня назад Ростехнадзор принял от нижегородского КБ весь комплект документации, которая требуется для получения лицензий на строительство атомных ледоколов.
Эксперты, напрямую не связанные с Ростехнадзором и "Росатомом", почти не сомневаются: к моменту объявления итогов тендера требуемая лицензия нижегородцам будет выдана.