В Вене прошли двухдневные переговоры Ирана и «шестерки». Замглавы МИД ИРИ Аббас Аракчи заявил: собеседники «почти готовы начать писать черновик» всеобъемлющего соглашения. Работа над текстом может начаться в середине мая. Следующий раунд переговоров состоится в Вене 13 мая.
«Мы находимся на стадии детальных и содержательных переговоров, – заявил пресс-секретарь главы дипломатии ЕС Майкл Манн. – Мы, конечно, хотим двигаться вперед как можно быстрее, но самое важное для нас – качество».
Телеканал Press TV сообщил, ссылаясь на руководство иранской делегации, что удалось обсудить все 9 тем, стоящих в повестке. Однако, по словам американской стороны, иранцы борются за свои «красные линии», хотя их нацеленность на эффективную работу очевидна.
К работе дипломатов присоединились отраслевые эксперты – представители всех секторов экономики, речь о которых идет на переговорах. Так, для обсуждения отмены санкций в сфере авиации в Вену прилетел глава национальной авиакомпании Фархад Парвареш. Дело в том, что в начале недели Минфин США разрешил Boeing и General Electric поставлять запчасти для самолетов, проданных ИРИ еще при шахе, до 1979 года, и ремонтировать старые двигатели. Речь идет о 18 двигателях, сообщает Reuters.
Важный момент для иранцев – двусторонние контакты с США. Во-первых, потому что множество двусторонних санкций в отношении ИРИ ввели США, во-вторых, потому что всей санкционной кампанией на региональном и глобальном уровнях рулит Вашингтон. Переговоры состоялись на уровне замминистров – Аракчи и замгоссекретаря США Уэнди Шерман. По словам иранского дипломата, «дискуссии получились серьезными». Прошла встреча с официальными лицами Великобритании. В репортажах иранских СМИ звучат сообщения об «устойчивом прогрессе» переговоров.
На фоне позитива нынешнего раунда приходят сообщения, способные разрушить идиллию. Госсекретарь Джон Керри заявил накануне Комитету по иностранным делам Сената США: всего за два месяца ИРИ может наработать ядерный материал для одного боезаряда. Чтобы этого не произошло, необходимо сократить число центрифуг, на чем настаивает Вашингтон. Для разработки средств доставки потребуется дополнительное время, добавил Керри. Баллистические ракеты как средства доставки могут стать предметом дискуссии на финише переговоров, говорят американские аналитики. Но как эту тему включить в круг обсуждаемых – пока не ясно.
Еще задолго до предыдущего раунда американская сторона заявляла о желании поговорить о ракетной программе в рамках ядерных дискуссий. Тегеран жестко отверг такую возможность. На сей раз Аракчи также подтвердил: «Мы никогда не будем вести переговоры по баллистическим ракетам и оборонным системам». По его словам, ИРИ обсуждает с «шестеркой» только ядерную тематику.
Обогащение урана, по его словам, продолжится, вопрос только, в каком объеме и до какого уровня – это уже тема дискуссий. Аракский реактор остается реактором на тяжелой воде. А тревоги Запада по поводу него можно уменьшить техническими способами, сказал он. Керри обещает: если ИРИ начнет производить расщепляющиеся материалы в нарушение договоренностей, то США и союзники будут готовы и к экономическим мерам, и более серьезным.
На фоне переговоров в Вене бурные события происходят вокруг персоны нового постпреда ИРИ в ООН Хамида Абуталеби. Он категорически не нравится США как якобы причастный к захвату 52 американских дипломатов в заложники иранскими студентами в 1979–1981 годах. По данным New York Times, Абуталеби состоял в группе, проведшей штурм американского посольства в Тегеране. До назначения постпредом в ООН он работал послом в Австралии, ЕС, Бельгии и Италии. Но на сей раз согласия принимающей стороны не будет: Вашингтон заявил Тегерану, что выбор Абуталеби «нежизнеспособен». Сенат принял специальный законопроект на эту тему. Теперь необходима поддержка Палаты представителей и подпись Обамы. Сам Абуталеби сказал, что его не было в столице во время штурма посольства США, однако он не раз оказывал услуги переводчика на переговорах между заложниками и студентами. Один или два раза он переводил на английский и французский, включая момент освобождения женщин и рядового персонала посольства, пишет Guardian. Отказ кандидату в ООН в визе и аккредитации может усложнить ядерные переговоры, полагают американские аналитики. Тегеран уже заявил, что США вмешиваются во внутренние дела ООН, передает иранское агентство Fars News.