Экс-сотрудник КГБ Алексей Захряпа рассказал о перевозке первой отечественной атомной бомбы на испытательный полигон. РДС-1 успешно испытали ровно 65 лет назад.
Интервью с бывшим сотрудником Комитета госбезопасности опубликовал LifeNews. В 1949 году офицеру было 29 лет.
— Открыто нам не говорили, что мы везем. Говорили, что сопровождаем важное изделие, но все равно разговоры были, что везем именно атомную бомбу, — вспоминает Захряпа. — Когда мы вернулись в Саров, нам рассказали, что многих наградили после испытания. Но тогда на месте все там тряслись, и Харитон, и Курчатов, потому что знали: Берия мог и расстрелять всех.
Заряд везли из Арзамаса-16 в Семипалатинск Казахской ССР. Для маскировки первым шел товарный эшелон. Вагоны спецпоезда были крытые, а под брезентом в них находились муляжи, чтобы никто не мог определить, где именно настоящая бомба.
Состав ехал под литером «А» — по «зеленой улице». Досмотр вагонов на вокзалах был запрещён, а людей уводили с перронов.
Первая советская атомная бомба носила секретное название РДС-1 — «реактивный двигатель специальный». Мощность — 22 килотонны. Заряд создавали в срочном порядке после того, как были сброшены американские ядерные заряды на Хиросиму и Нагасаки, и разведке стал известен план США нанесения массированного удара по СССР.
21 августа 1949 года специальным поездом на полигон были доставлены плутониевый заряд и четыре нейтронных запала, один из которых должен был использоваться при подрыве боевого изделия. К 6 часам утра 29 августа заряд подняли на испытательную башню.
Ровно в 7 часов утра местность озарилась ослепительным светом, ознаменовавшим успешное завершение разработки и испытания первой отечественной атомной бомбы. Через 20 минут к центру поля были направлены два танка, оборудованные свинцовой защитой, для проведения радиационной разведки и осмотра центра поля.