Энергетическая зависимость европейских стран от России остро ощущается в поставках не только углеводородов, но и ядерного топлива. По данным Financial Times, американская корпорация Westinghouse пытается склонить Брюссель к созданию новых правил конкуренции, чтобы снять угрозу энергетической безопасности в сегменте АЭС.
Westinghouse, входящий в состав японской группы Toshiba, является крупнейшим в мире производителем ядерного топлива и также заинтересован в диверсификации поставок европейцам. Вице-президент компании Майкл Керст отмечает, что начатые переговоры продиктованы желанием обезопасить ЕС от срыва поставок, поскольку у них нет второго поставщика. По его словам, в нынешней ситуации предприятия, полностью зависящие от российского топлива, очень рискуют.
Керст убежден, что необходимость диверсификации поставок обусловлена не только начавшейся "войной санкций", но и отсутствием у западных поставщиков возможности получить доступ к реакторам, произведенным в России.
По сути Westinghouse добивается того, чтобы ЕС принял документ, обязывающий восточноевропейские энергетические компании диверсифицировать свои источники снабжения. Как отмечает Керст, подобный прецедент уже имелся - в 2000 году такое обязательство было наложено на Францию.
Главной на сегодняшний день проблемой для Westinghouse является то, что компания с 2007 года не производит топливо, которое можно использовать в российских водо-водяных реакторах ВВЭР-440. Отказаться от его производства компания была вынуждена в связи с тем, что не выдержала конкуренции с российскими предприятиями. Руководство Westinghouse заявляет о готовности возобновить выработку топлива, однако процесс перезапуска производства потребует около двух лет.
Полностью зависимыми от России являются Венгрия, Словакия, Болгария и Чехия, добавляет Financial Times. Крупным потребителем российского топлива является и Финляндия. В целом АЭС Европы зависят от российского топлива более чем на 30%.
Отметим, что Болгария, стремясь избавиться от зависимости, ранее в этом месяце объявила о строительстве нового реактора АЭС "Козлодуй" мощностью 1000 МВт. 30% компании, которая займется реализацией проекта, будет принадлежать Westinghouse, который обратился к Еврокомиссии с просьбой проверить действия российских поставщиков на предмет наличия демпинга, мешающего свободной конкуренции. Американцы не исключают, что компании из РФ ведут торговлю себе в убыток ради сохранения лидирующих позиций в отрасли.
В настоящее время данный вопрос находится на стадии предварительных обсуждений. Как отмечается, полноценное расследование потребует проведения рейдов на российские промышленные объекты, а это не представляется возможным.
Американская компания активно пытается начать экспансию на рынок бывших советских республик, однако реакторы АЭС, расположенных на территории этих стран, изготовлены по советскому проекту, а потому топливные стержни для них не могут быть заменены зарубежными аналогами. Кроме того, ядерное топливо, произведенное в России, гораздо дешевле западных аналогов.
Зависимость Европы от поставок природного урана из России невелика: в 2013 году РФ поставила в страны ЕС лишь 18% от общего объема данного сырья. Крупнейшими поставщиками были Казахстан и Канада, доля которых в импорте составила 40%. В гораздо большей степени Европа зависит от готового ядерного топлива из России: по итогам прошлого года доля корпорации "ТВЭЛ", входящей в структуру Росатома, в общем объеме поставок обогащенного урана для нужд европейских атомных станций составила 36%.