Газета "Japan Times" опубликовала новые данные по событиям 12 марта 2011 года на аварийной АЭС "Фукусима Дайичи" (Япония), касавшимся перехода на морскую воду для охлаждения реактора первого блока.
Днём 12 марта 2011 года персонал станции был вынужден прекратить подачу несолёной воды на первый блок в виду её нехватки.
В качестве альтернативы рассматривался переход на закачку морской воды, однако руководство компании TEPCO на протяжении некоторого времени запрещало это делать, и реактор первого блока охлаждался морской водой решением директора станции Масао Ёсиды.
Газета напоминает, что закачка морской воды на первый блок началась в 1904 по местному времени. Однако в 1920 Ичиро Такекуро, старший менеджер TEPCO, откомандированный в офис премьер-министра, потребовал по телефону от Ёсиды прекратить заливку.
Газета приводит обмен репликами, состоявшийся между Ёсидой и Такекурой: "Почему?". "Заткнись! Ко мне пристаёт офис премьер-министра". После своего ответа Такекура прервал разговор.
Газета утверждает, что за 20 минут до звонка директору станции, Такекуро имел разговор с премьер-министром Наото Каном. В ходе разговора менеджер якобы заявил, что до начала впрыска морской воды должно пройти ещё более полутора часов.
Премьер-министр предложил Такекуре рассмотреть вопрос о возможной критичности при заливке морской водой. Позднее Кан так оправдывал своё вмешательство: "Мне сказали, что до начала заливки есть ещё время".
Такекуро знал, что добавка борной кислоты в морскую воду устранит даже потенциальную угрозу критичности. Однако до ответа премьер-министру Такекуру поставили в известность, что заливка уже началась.
Менеджер счёл для себя невозможным объяснить главе государства, что операция по заливке уже идёт. По этой причине, он и потребовал от Ёсиды немедленно прекратить подачу воды.
Ёсида, получив распоряжение от Такекуры, был удивлён - почему он должен принимать как приоритетное мнение человека, который не находится на площадке? Ёсида проконсультировался с головным офисом TEPCO в Токио, но получил ответ - заливку придётся прекратить. Ему рекомендовали также считать уже произведённую операцию по подаче морской воды "пробной".
В то же время Сиро Хикита, один из опытных руководителей станции, находившийся в штабе на площадке, заверил Ёсиду, что никаких проблем подача морской воды на первый блок не создаст. После чего директор отдал распоряжение продолжать работу: "Неважно, что происходит, мы не должны останавливать закачку воды".
В 19-25 Ёсида сообщил в токийскую штаб-квартиру TEPCO, что "пробная" заказчка морской воды будет временно прекращена по распоряжению премьер-министра, но ожидается её скорое возобновление, так как Такекура обсуждает данный вопрос в Токио.
В 20-10 Ёсида объявил о "возобновлении" закачки морской воды на первый блок в связи с получением одобрения от офиса премьер-министра. В реальности, подача воды на блок всё это время не прекращалась.
"Я чувствовал, что это должно быть моим решением. Для обсуждения нет времени",
- пояснил свои действия директор станции.
Вопрос о том, требовал ли премьер-министр Наото Кан прекратить подачу морской воды до выяснения вопроса о возможной критичности, на протяжении долгого времени активно обсуждался в японских СМИ.
Оппозиция обвиняла премьер-министра во вмешательстве в действия персонала по управлению аварией. Кан, в свою очередь, отвергал обвинения и утверждал, что не мог требовать прекратить подачу воды, так как не знал, что она уже подаётся.
Масао Ёсида в июле 2013 года скончался от онкологического заболевания. Незадолго до смерти компания TEPCO отказала ему в компенсации, так как не нашла связи между болезнью и его профессиональной деятельностью.