«Росатом» пересмотрит финансирование долгосрочных программ развития ЗАТО. К очередной реформе госкорпорацию подтолкнуло расформирование Минрегионразвития. Кураторство муниципалитетов передано Минэкономики, а реализация программ на 400 миллиардов рублей, по мнению мэров, отложена на год. В новой схеме атомщиками предлагается рассмотреть финансирование через госкорпорацию либо включение в программу «Территорий опережающего развития» и закрепить сохранение в бюджетах 50% от собранного налога на доходы физлиц. Однако на ощутимый рост финансирования в рамках госпрограммы вряд ли придется рассчитывать. Главы указывают на негативные тенденции снижения федеральной поддержки за последнее пятилетие и перспективу лично отстаивать практически каждый проект, ранее закрепленный в планах развития до 2020 года.
В конце минувшей недели главы ЗАТО обсудили перспективы работы после расформирования Минрегионразвития, через которое координировалось распределение средств между муниципалитетам. Из трех предложенных вариантов – включения в региональные программы развития, программы развития моногородов и «Территорий опережающего развития» (ТОР) – мэры сделали ставку на последний. В соответствии с программой ТОР в муниципалитетах появятся площадки для развития новых производств, будут введены налоговые льготы. В частности, предлагается обнуление ставки по налогам на имущество и прибыль сроком на 5 лет. Окончательного решения главы ожидают после консультаций «Росатома» с правительством РФ.
«Сергей Кириенко (глава «Росатома») и Сергей Шойгу (министр обороны РФ) написали письмо президенту с предложениями либо включить ЗАТО в ТОРы, либо финансировать через «Росатом» с перераспределением средств. Дмитрий Козак наложил на это письмо свою резолюцию. Развитие городов «Росатома» останется приоритетным»,
– рассказал «Правде УРФО» в администрации Озерска чиновник, знакомый с результатами встречи глав.
Основные функции по взаимодействию с 10 ЗАТО «Ростома», на развитие которых до 2020 года планировалось направить порядка 400 миллиардов рублей из разных источников, от расформированного Минрегионразвития перешли к Минэкономики. Как сообщили «Правде УРФО» главы городов «Росатома», перераспределение полномочий сказалось на финансировании. Программы развития с федеральным финансированием, намеченные на 2015 год, с большой долей вероятности будут перенесены на 2016 год.
«Мы разработали проект развития ЗАТО до 2020 года. К сожалению, программы начнут работать не ранее 1 января 2016 года. В целом за 3 года мы рассчитывали на 1,4 миллиарда рублей (по утвержденным ранее в Минрегионе проектам). Сейчас вопрос обсуждается. Минфин понимает проблему по-своему, говоря, что госпрограмма не имеет правового статуса. Программы трехсторонние и реализуются при участии «Росатома». Есть предложение реализовывать их через градообразующие предприятия. Город сам с таким грузом не справится»,
– познакомил с деталями «Правду УРФО» глава администрации Снежинска Анатолий Тимошенков.
Общая сумма федерального финансирования атомных ЗАТО из бюджетных источников на ближайшее 5 лет ранее планировалась в объеме 21 миллиарда рублей. Возможно, она будет скорректирована. Планы развития в муниципалитетах кардинально менять пока не намерены, но отмечают тенденцию к снижению федеральной поддержки.
«С 2008 по 2014 годы поступления в наш муниципалитет снизились с 8 до 5 миллиардов рублей. В настоящее время рост дефицита бюджета у нас не наблюдается. В 2015 году ожидаем снижение доходов примерно на 12% (400-500 миллионов рублей), но это произойдет из-за потерь внебюджетных источников (не связанных с «Росатомом» – прим. ред.)»,
– рассказал «Правде УРФО» глава Лесного Виктор Гришин.
В качестве одной из мер поддержки городами «Росатома» предложено законодательное закрепление сохранения в бюджетах 50% от собираемого в городе НДФЛ. Для Лесного обозначенный объем примерно в 2 раза выше остающегося в настоящее время в городской казне налога и позволит перекрыть наметившееся падение в 2015 году. В других ЗАТО сумма кажется не столь существенной. В Новоуральске, к примеру, в бюджете уже сейчас закреплено более 40% НДФЛ. Однако главы подчеркивают важность принятого решения. Каждый пункт в программах развития им приходится отстаивать буквально с боем. Так, в Новоуральске с 2014 до 2020 года в муниципалитет планировалось вложить более 100 миллиардов рублей: по 4,7 миллиарда из областного и городского бюджетов, 3,01 миллиарда – из федерального бюджета, 99 миллиардов рублей – от частных компаний. Причем бюджетные средства нацелены в первую очередь на развитие инфраструктуры, в частности, на строительство объездной дороги, сетей индустриального парка, который может быть вписан в программу «Территорий опережающего развития». Впрочем, пока значительного финансирования в ее рамках главы ЗАТО не ожидают.
«Сейчас идут консультации по индустриальному парку. На строительство сетей требуется 450 миллионов рублей. Ведем переговоры с федерацией. Средства нужны также на поддержку малого и среднего бизнеса, на проекты развития инфраструктуры, научно-технического образования, модернизацию ЖКХ»,
– перечисляет глава Новоуральска Владимир Машков.
На финансировании инфраструктурных проектов настаивают также в других ЗАТО. В Лесном, по словам Виктора Гришина, на эти цели направлялась 1/3 средств программы развития-2020. В Снежинске отмечают, что только на обновление очистных сооружений, которое планировалось в ближайшие годы, требуется не менее 1,2 миллиарда рублей.
В городе планируется развивать медицинский кластер, который также может претендовать на включение в ТОРы. Окончательное решение по включению ЗАТО в число территорий опережающего развития ожидается при рассмотрении Госдумой соответствующего закона, которое намечено на 15 октября. Детали финансирования муниципалитетов, добавляют главы, будут уточнены до конца года.