Белоярская АЭС передаст свердловским городам 550 тонн радиоактивных отходов. В рамках вывода из эксплуатации первого и второго энергоблоков электростанции их сортируют и перемещают под Екатеринбург. По планам «Росатома», полностью опасный груз разместится в спецхранилище вблизи уральской столицы в 2015 году. К концу года он, скорее всего, будет перевезен в Новоуральск, где тема захоронения радиоактивных отходов периодически используется оппозиционерами в конфликте с городской администрацией.
Процесс обезвреживания хранилищ радиоактивных отходов БАЭС – один из самых дорогих этапов миллиардного контракта вывода из эксплуатации двух энергоблоков до 2032 года – вступил в активную стадию. Из хранилищ в полную силу идет выгрузка отходов. Работы поручены ФГУП «РосРАО» в рамках договоренностей с генподрядчиком по выводу из эксплуатации энергоблоков «Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов» (ОДЦ УГР). Особый акцент на технологическом процессе на БАЭС не делают. Подробности сотрудникам разъясняются преимущественно через корпоративные СМИ.
«Концепция Курчатова и его окружения заключалась в следующем: при аккуратном хранении в рассортированном виде, навалом, через какое-то время все радионуклиды распадутся, и всё, что мы там храним, перейдет в разряд очень низкоактивных отходов, а может, даже и чистых. Но, к сожалению, мы были не очень-то аккуратны в эксплуатации. И я в том числе... Когда я работал мастером в ЦЦР, мы сыпали туда что угодно и как угодно»,
– признался в интервью корпоративной газете «Быстрый нейтрон» начальник цеха дезактивации БАЭС Сергей Щербинин.
Пренебрежение сотрудников к соблюдению требований складирования РАО на безопасность объекта и работающих на его очистке специалистов кардинального влияния не оказало. По данным «Рос РАО», уровень радиации отходов оценивается сейчас как низкий и очень низкий в зависимости от вида. Безопасность сотрудников обеспечивается за счет средств индивидуальной защиты.
Всего «дочка» «Росатома» вывезет из хранилища по договору с ОДЦ УГР 550 тонн отходов. По данным «РосРАО», в настоящее время извлечено 450 тонн, из которых переработано 350 тонн. В процессе переработки опасные вещи сортируются, прессуются. В результате объем металлических отходов возможно сократить до 2 раз, «мягких» – до 5 раз. Далее они пакуются в специальные контейнеры и отправляются в «пункт временного хранения под Екатеринбургом». В дальнейшем предполагается их переместить в постоянные хранилища радиоактивных отходов, где защита от проникновения радиации наружу значительно выше. В Свердловской области такой объект создан в Новоуральске и передан другой дочке «Росатома» – «НО РАО». Эксплуатация его пока не начата из-за отсутствия лицензии на эксплуатацию ППЗРО. В третьем квартале 2015 года атомщики рассчитывают получить документ и до конца года начать полноценную работу. В «НО РАО» не исключают вероятность приема отсортированных отходов БАЭС.
«Логично, если отходы не будут вывозиться с территории региона. Если они подойдут под критерии приемлемости РАО к данному объекту, то мы сможем принять их в Новоуральске. Такая возможность, скорее всего, будет»,
– поделился с «Правдой УРФО» руководитель Центра общественных и международных связей ФГУП «НО РАО» Никита Медянцев.
В Новоуральске появление постоянного хранилища РАО, предназначенного в первую очередь для нужд «Уральского электрохимкомбината», как сообщала «Правда УРФО», у большинства населения атомного ЗАТО резких протестов не вызывает. Однако различные оппозиционные силы предпринимают попытки спекулировать на теме захоронения отходов. В частности, эта тема была использована в период подготовки к выборной кампании главы муниципалитета в 2012 году. Вновь обратились к экологической теме городские оппозиционеры после в августе 2014 года с требованиями провести референдум и остановить строительство пункта захоронения, однако поддержки большинства населения не нашли. Начало фактического использования объекта по прямому назначению может вновь подстегнуть их к протестным акциям, но эксперты в настоящее время предпосылок к этому не усматривают.
«Сейчас анализ информационного поля показывает любопытную вещь: общество после освещения украинских событий находится в состоянии угнетения чувствительности. У людей не хватает сил для реакции на яркие события внутри страны, тем более на такие вещи, как захоронение (низкоактивных) отходов с применением новых технологий. Тот, кто решится протестовать в таких условиях, обречен на провал. Люди обеспокоены собственным экономическим выживанием. Вопросы экологии в такой ситуации отходят на второй план»,
– заключает политолог Александр Белоусов.