О том, кто такой медицинский физик, не знает ни обыватель, ни перечень профессий. Эта должность то появляется в официальных документах, то исчезает. При этом российский рынок труда испытывает явный дефицит специалистов в этой области. Об особенностях необычной профессии рассказал сам физик. Разумеется, медицинский.
На базе МГУ им М.В. Ломоносова и МНИОИ им. П.А. Герцена действует уникальный курс повышения квалификации для медицинских физиков. Занятия предназначены тем, кто планирует работать на современной технике для лучевой терапии рака, но пока еще слабо представляет, с какими тонкостями и особенностями ему предстоит столкнуться.
Обучающая программа была разработана при участии московской компании «МСМ-Медимпэкс», которая поставляет линейные ускорители в онкологические центры по всей России. Частники оказались крайне заинтересованы в формировании этого курса, ведь мало поставить аппаратуру в клиники – нужны подготовленные люди, которые смогут на ней работать, чтобы не было простоев, что, увы, не редкость.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
До 1995 года Андрей Антонов был офицером госбезопасности: занимался технической работой и обеспечением безопасности. Затем он издавал книги и даже успел поработать ведущим специалистом в авиационной корпорации «Рубин».
«Как-то раз звонит мне одноклассник и говорит, что им физики нужны, а я по всем параметрам подхожу. Так я и оказался в Балашихе»,
– вспоминает Антонов.
Он почти 8 лет проработал медицинским физиком в Московском областном онкологическом диспансере в Балашихе. А в этом году его направили на курсы повышения квалификации на базе МГУ, поскольку всем медицинским работникам каждые пять лет надо подтверждать свою компетенцию.
Теория преподается на базе МГУ профессорами и специалистами «МСМ-Медимпэкс». Практические занятия проходят на ускорителях – сложных инженерных конструкциях, вокруг которых строятся специальные сооружения, останавливающие распространение радиолучей (эти меры продиктованы требованиями радиационной безопасности).
Пятый по счету курс прослушало 7 человек. Занятия помогли молодым специалистам узнать, как работать с аппаратурой и защищаться от облучения, опытным – понять новые тенденции в радиологии.
«В Грозном ускорители только монтируются, а потому для молоденьких студенток оттуда все было в новинку. А дама из Иваново рассказала, что оборудование у них почти такое же, как в Балашихе»,
– говорит Антонов.
По его словам, медицинский физик – это коллега врача радиолога. Врач-радиолог, осмотрев пациента, определяет, есть у него опухоль или нет, а если есть, то какая и какой стадии. После локации образования врач очерчивает это место.
«Сейчас у нас 3D-технологии, а поэтому чертеж делается объемным, чтобы лучше представить ситуацию»,
– комментирует Антонов.
Медицинский физик и врач-радиолог всегда работают сообща. Они вместе определяют, как и какими полями можно воздействовать именно на эту очерченную опухоль. И затем он рассчитывает поля и дозы с этих полей. Главная задача физика – сделать высокоточный расчет, чтобы как можно меньше радиации попало на соседние, здоровые, органы.
Медицинский физик – специальность довольно молодая.
«Сложно сказать, когда она появилась, но, насколько я знаю, в перечне профессий даже нет такой специальности. Она то есть, то ее нет. Поэтому я называюсь экспертом физиком»,
– делится своими мыслями Антонов. Особенность этой профессии в том, что она связана с вредным облучением, а значит, работники могут претендовать на пенсионные льготы на 10 лет.
В нашей стране уже 4 вуза готовят работников этой профессии: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ и МФТИ. Несмотря на это нехватка специалистов более чем ощутима. Количество онкологических центров увеличивается, а вместе с ним растет и потребность в медицинских физиках.