"А если наша компания обанкротится?" - воскликнул представитель электроэнергетической компании "Кюсю" 6 октября на совещании, посвященном солнечной энергетике, когда объяснял причину решения компании приостановить закупку "зеленой" электроэнергии.
В 2011 г. правительство Японии ввело FIT - специальный тариф для стимулирования возобновляемой энергетики [англ. сокр. feed-in tariffs. - Прим. Фукусима-Новости] и обязало энергетические компании закупать по фиксированным льготным ценам электроэнергию у фирм, использующих возобновляемые источники. Однако этот план оказался нежизнеспособным, так как вслед за "Кюсю" другие компании - "Тохоку", "Сикоку", "Окинава" и "Хоккайдо", являющиеся операторами атомных электростанций, - также перестали работать с представителями "зеленой" энергетики.
Саботаж ведущих энергокомпаний нанес серьезный удар как по фирмам, которые планировали строить гелиоустановки, так и по производителям солнечных панелей. Более того, организации, подписавшие контракты на поставку солнечной электроэнергии, опасаются, что сделки не будут выполнены.
Когда правительство принимало этот закон, чиновники не учли опыта Германии, где внедрение FIT привело к повышению тарифов для населения и предприятий.
Самым горячим защитником специальных "зеленых" тарифов был тогдашний премьер-министр Наото Кан. Он был так увлечен идеей развития экологически чистой энергетики, что назвал условием своей отставки принятие парламентом системы FIT.
Ряд экспертов полагает, что нынешнего противостояния традиционной и зеленой энергетики можно было избежать, если бы цены на электроэнергию от возобновляемых источников были разумными.
Профессор экономики Киотского университета Кацухиро Уэта уверен, что переход Японии с атома на природосберегающую энергию является ключевым пунктом решения энергетических проблем. В свое время Уэта возглавлял комиссию по выработке тарифов FIT. По расчетам комиссии, закупочная цена электроэнергии от солнечных панелей в 2012 г. должна была составить 42 иены за киловатт-час, а к 2030 г. на долю гелиоустановок придется 20% всей энергетики страны. Однако компании, которые намеревались заняться альтернативной энергетикой, раccчитывали на закупочную цену 30 иен за киловатт-час, поэтому расчетная цена 42 иены оказалась для них непомерно высокой. Масштабные работы по монтажу солнечных панелей были свернуты.
Для стимулирования гелиоэнергетики Уэта предложил создать благоприятные условия ее производителям в первые три года работы. Он считал, что это не приведет к дополнительной финансовой нагрузке на население, так как с развитием технологий цены будут снижаться.
Действительно, в течение последних двух лет закупочная цена киловатт-часа гелиоэлектроэнергии снизилась сначала до 36 иен, затем до 32. В апреле 2014 г. совокупная мощность источников солнечной энергии в Японии выросла до 71 млн киловатт, что вызвало немалое удивление даже в Министерстве экономики, отвечающем за тарифную систему FIT.
Неожиданный отказ крупных энергокомпаний от закупки солнечной электроэнергии по системе FIT больно ударил по рынку. Так, одна из компаний в префектуре Мияги приобрела большой участок земли для строительства солнечной электростанции, но теперь ей приходится отказываться от своих планов и терпеть убытки.
Регион Кюсю пережил настоящий бум строительства зданий, оборудованных солнечными батареями, которые могут вырабатывать более 10 кВт. Владельцы зданий планировали продавать избыток электроэнергии компании "Кюсю Электрик Пауэр", а вырученными деньгами оплачивать взятые для строительства ссуды. После того, как компания изменила свою политику в отношении закупки альтернативной электроэнергии, люди стали отказываться от приобретения таких домов и требовать аннулирования договоров.
Примером крупной компании, потерпевшей крах в результате действий энергокомпаний, стала корпорация Sanix, занимавшая высшие строчки на Токийской фондовой бирже. После того, как "Кюсю Электрик" объявила о прекращении работы по системе FIT, Saniх была поставлена в такие условия, что ей пришлось просить займы у банков, а курс ее акций упал на 60%.
В связи с уменьшением востребованности гелиотехники, предложение на нее превысило спрос, и рынок Японии затоварился солнечными батареями.
Так непредвиденное решение крупных энергетических компаний изменить тарифную политику негативно сказалось на бизнесе тех людей, которые начали заниматься солнечной энергетикой, а также на всей гелиоэнергетике страны в целом.