Дальневосточный завод "Звезда", расположенный в приморском ЗАТО Большой Камень сегодня, 3 декабря, отмечает 60-летний юбилей. Судостроительное предприятие, запущенное 3 декабря 1954 года, начинало с ремонта мелких судов и траулеров. Трудовой путь "Звезды" продолжился деятельностью по поддержанию боеготовности и модернизации грозных атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота, стоящих на защите восточных рубежей России. О славном прошлом и настоящем ремонтной "колыбели" ТОФ и ее сверхзадачах на будущее журналистам рассказал генеральный директор ДВЗ "Звезда" Юрий Фильченок в рамках предъюбилейного пресс-тура на предприятие 25 ноября, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Почему не платят зарплаты строителям, возводящим суперсовременную судоверфь на базе "Звезды", был самым первым в списке вопросов, которые я подготовил к беседе с гендиректором "Звезды" Юрием Фильченком. Однако при встрече глава предприятия сразу отмел все обвинения и от себя, и от вверенного ему завода.
- Никаких задержек по зарплате на ДВЗ "Звезда" не наблюдалось – ни сегодня, ни в предыдущие месяцы и, надеюсь, таковых не возникнет в будущем, - заявил Юрий Фильченок, отвечая на самый злободневный вопрос. - Речь идет о задержке заработной платы работникам, которые занимаются строительством судостроительного комплекса "Звезда" – это компания "Росдорснабжение", абсолютно независимое от нас предприятие. И данные вопросы нужно адресовать руководству этой компании. Насколько мне известно, проблема задержки заработной платы работникам этой компании будет полностью решена в ближайшее время, чему в немалой степени поспособствовали недавние совещания, проведенные руководством страны во Владивостоке.
Со слов гендиректора "Звезды", средняя зарплата на предприятии составляет 46 тысяч рублей, а заработок некоторых рабочих достигает 70 тысяч рублей.
Санкции утилизации не помеха
Несмотря на то, что основной профиль "Звезды" – ремонт и модернизация кораблей и субмарин Тихоокеанского флота, следующим по значимости направлением работы предприятия является утилизация единиц атомного флота ВМФ и, прежде всего – подводных крейсеров, выведенных из состава ТОФ. Эту задачу завод успешно выполняет уже не один десяток лет, внося свой вклад в ликвидацию устаревшего ядерного наследия СССР. В последние годы эти работы ведутся под руководством и при непосредственном участии госкорпорации "Росатом" и ее "дочки" – ДВЦ "ДальРАО", базирующейся в соседнем ЗАТО Фокино.
Именно туда поступают вырезанные из утилизируемых субмарин реакторные отсеки, которые, после проведения необходимых технологических операций, помещаются на специальные площадки для долговременного хранения. Кроме того, активное участие в программах по утилизации принимают и другие государства АТР, в частности – США и Япония. Но, учитывая происходящий спад в двухсторонних отношениях с этими странами из-за украинского кризиса и наложенных на нашу страну санкций, над совместными программами, казалось бы, должна нависнуть угроза приостановки. Как оказалось, ничего подобного не происходит.
- Все программы по утилизации АПЛ, в том числе – реализуемые по межправительственным соглашениям, несмотря на сложившуюся обстановку, четко выполняются. Сейчас ведем утилизацию атомного подводного крейсера проекта 667 БДР по контракту с США. Основная часть работ финансируется российским "Росатомом". Но и иностранные партнеры свои обязательства по договору выполняют, - объяснил ситуацию генеральный директор завода "Звезда".
По словам руководителя предприятия, основная часть работ по выводу из эксплуатации старых субмарин, сконцентрированных на юге Приморья, уже выполнена в полном объеме. После полной ликвидации скопившихся подлодок завод займется плановым выводом устаревших единиц из боевого состава ТОФ по мере их снятия с вооружения.
Нет проблем у завода и в выполнении своей главной задачи - ремонта и переоснащения действующих боевых атомных подводных крейсеров ТОФ. Сейчас плановый заводской ремонт на "Звезде" проходят две субмарины 3-го поколения подводных стратегических ракетоносцев класса "Антей".
- В среднесрочной перспективе "Звезде" предстоит выход на новый качественный уровень - обслуживание и ремонт стратегических подводных крейсеров 4-го поколения, которые уже вводятся в состав ВМФ и, в скором времени, начнут поступать на Тихоокеанский флот. На Дальнем Востоке мы – единственное предприятие, способное справиться с обслуживанием и ремонтом новейших подлодок класса "Борей", и мы сделаем все, чтобы эту задачу достойно выполнить, - заверил Юрий Фильченок.