«В этом году Кольская АЭС получила лицензию на эксплуатацию блока номер 4 — самого молодого блока, хотя ему уже 30 лет. Лицензия выдана на срок 25 лет, это, в общем-то, в атомной истории России случай беспрецедентный, такая длительная лицензия еще ни разу не выдавалась, — рассказал корреспонденту ИА REGNUMзаместитель главного инженера Кольской АЭС по безопасности и надежности Игорь Маракулин. — Кроме того, мы развернули проект по продлению срока эксплуатации блоков 1 и 2, и всерьез подошли к началу строительства Кольской АЭС-2, которая заменит наши старые блоки».
Как пояснил Маракулин, в продлении срока службы четвертого энергоблока не было острой необходимости: специалисты решили, что он в состоянии проработать еще несколько десятков лет.
«Я бы не сказал, что это — вынужденная мера, — отметил представитель Кольской АЭС. — Потому что, на самом деле, когда проектировались блоки атомной станции, подходили очень консервативно, многого не знали. И, поэтому, был консервативно заложен срок эксплуатации 30 лет. То есть он просто назначен. Сейчас мы понимаем, что ресурс оборудования далеко не исчерпан. Мы провели комплексное обследование, и мы, в общем-то, четко убедились, что это все поработает. Срок 25 лет, на который нам дана лицензия, он доказан».
С действиями представителей атомной отрасли в корне не согласны экологи. «Никаких признаков увеличения экономической активности, требующей дополнительных электрических мощностей, в Мурманской области нет, — высказал свою точку зрения руководитель экологической организации „Беллона-Мурманск“ Андрей Золотков. — И громкие заявления высоких должностных лиц я не беру в расчет. В последний раз это случилось в связи со Штокмановским проектом, но и тогда речи о большой необходимости дополнительного электричества не было».
Золотков отметил, что Кольская АЭС использует все четыре энергоблока почти на полную мощность только в зимний период.
«На Кольской АЭС все блоки с продленным сроком эксплуатации, а 4-ый энергоблок даже прошел процедуру увеличения мощности до 107%, — рассказал Золотков. — Теперь представьте, например, что-то произойдет с основным оборудованием продленной реакторной установки — какие дальнейшие действия руководства Кольской АЭС? Останавливать все блоки на дополнительную проверку в связи с инцидентом? Продление сроков эксплуатации — это, на данный момент, как бы атомщики не говорили о безопасности, эксперимент, основанный на предыдущем опыте эксплуатации. А при проведении экспериментов возможны любые непредвиденные ситуации».
Тем временем, Кольской АЭС вырабатывается около 60 процентов электроэнергии на всем Кольском полуострове.
«За счет того, что у нас есть КАЭС, за счет того, что у нас есть определенный избыток мощностей, не все это знают, но на Кольском полуострове самая дешевая электроэнергия в Европе, — подчеркнул представитель Кольской АЭС Игорь Маракулин. — В России мы вторые после энергосистемы „Иркутскэнерго“. Но там, понятно, там Братская ГЭС — мощная генерация, мощные потребители. Там своя специфика».
В ноябре Кольская АЭС выдержала проверку экспертов МАГАТЭ. Специалисты из Бельгии, Болгарии, Великобритании, Ирана, Китая, Словакии, Чехии, Швейцарии и ЮАР провели проверку эксплуатационной безопасности — миссия OSART.
На сегодняшний день в России работает 10 АЭС (33 блока), которые производят 16% всего электричества в стране. Из них 19 блоков работает с продленным ресурсом, а 4 АЭС — с повышением мощности.