18 декабря 2014

Подходы к модернизации инженерного образования обсудили на IV Инновационном форуме в Железногорске

Перспективы и средства перехода к новым формам подготовки высококвалифицированных инженеров обсудили на IV Инновационном форуме, прошедшем в ЗАТО Железногорск. В рамках форума состоялся круглый стол на тему: "Инженерное образование - новый формат".

Как отметила заместитель министра образования и науки Красноярского края Ольга Никитина, на сегодняшний день, когда в Красноярском крае реализуется много инвестиционных проектов, требующих совершенно иного кадрового потенциала, а также работает несколько транснациональных корпораций, проблема подготовки инженеров является ключевой.

"Все эти факторы задают определенные требования к компетенции кадров. Сегодня мы наблюдаем, что стирается грань между высшим и средним профессиональным образованием, между рабочими и специалистами. Становится понятно, что те профессиональные стандарты, которые долгое время являлись основополагающими, несколько теряют свою актуальность, и поэтому должны становиться более гибкими",

- подчеркнула она. 

По словам О. Никитиной, чтобы разработать модель профессионального образования, в крае делается ставка на высокотехнологичное производство. Так, например, система дуального образования, внедряемая в Красноярском крае, на первом этапе рассчитана на предприятия машиностроительной и ракетно-космической отрасли, хотя в будущем будет распространена на другие сферы экономики и производства.

"Рождение новых моделей в рамках дуального образования, а также совместная работа университетов, средне-специальных учебных заведений, работодателей, направленная на разработку новых инновационных программ, - все это позволит сделать акценты на подготовку кадров в качественно новом состоянии",

- пояснила она.
 
Позицию работодателей представил заместитель директора по инжинирингу Отраслевого центра капитального строительства (ОЦКС) Росатома Владимир Малахов. "Наша позиция в отношении выпускников совершенно конкретная. Если поговорить с директорами инжиниринговых компаний, то выяснится, что большинству из них не нужны бакалавры, как не нужны и выпускники техникумов, а требуются люди сверхвысокой квалификации, что обеспечивается не 5-6 годами образования, а минимум 7-8", - сказал он. 

По словам Владимира Малахова, Госкорпорация "Росатом" одновременно реализует порядка 300 инвестиционно-строительных проектов, в которых задействовано порядка 15 тысяч инженерно-технических работников строительного комплекса. На каждый объект, помимо непосредственно строителей, требуются высококвалифицированные специалисты: пусконаладчики, тепломонтажники, представители других специальностей.

"На сегодняшний день мы строим девять блоков АЭС. Еще порядка 15-20 блоков до 2025 года будут строиться по российской  технологии за границей. Один такой объект - это 500-600 специалистов высшей квалификации. Чтобы реализовать все планы, нам в ближайшей перспективе потребуется порядка 10 000 высококвалифицированных работников",

- уточнил Владимир Малахов. 

По его мнению, подготовка кадров должна быть коренным образом пересмотрена. "Недоделанные" инженеры никому не нужны. "Росатом" делает акцент на двух моментах, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению качества подготовки. Первое, что необходимо - это сделать высшее инженерное образование бесплатным, второе - обеспечить самую тесную связь с работодателем в период обучения. По большому счету, дуальное образование сегодня является самой оптимальной системой для подготовки кадров, отвечающих всем вызовам нашего времени", - заявил замдиректора ОЦКС Росатома. Он также сообщил, что Госкорпорация "Росатом" совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) разрабатывает отдельный проект по созданию системы дуального высшего образования.

"Для этого нам надо решить ряд задач. Первая - ввести понятие двойного контракта, в соответствии с которым работодатель заключает договор с работником и одновременно в штатном расписании может появится рабочее место для так называемого "учащегося сотрудника". При этом крайне важно создавать такие условия, которые позволяют учиться дистанционно. Однако дуальное образование ни в коей мере не должно заменять собой учебные часы, так как должен быть увеличен срок обучения",

- заключил Владимир Малахов. 

Участники круглого стола также сошлись во мнении, что эффективными как для учащихся, так и для уже работающих специалистов в любом случае будут конкурсы профессионального мастерства. Тем более, что Красноярский край не так давно вошел в международное движение WorldSkills, которое позволяет определять уровень подготовки в соответствии с международными стандартами. "WorldSkills - это единая система оценки профсоревнований, которая дает возможность проводить любые конкурсы профессионального мастерства по одной методике. Абсолютно каждый может проводить соревнования, ориентируясь на мировую систему стандартов. Интересно получить объективные результаты оценки своего работника или студента и сравнить с квалификацией такого же человека, только обучающегося или работающего, например, на Тайване, или в США, в Южной Африке, где угодно", - прокомментировал идею технический делегат WorldSkills International в России Павел Черных. Напомним, что ОЦКС Росатома, выступающий одним из основных организаторов конкурса профмастерства "Лучший по профессии в стройкомплексе атомной отрасли", также установил партнерские отношения с российским отделением движения WorldSkills International и планирует в 2015 году провести одну либо две номинации конкурса в соответствии со стандартами WorldSkills.