17 декабря в МИА «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва-Лондон, на котором были представлены результаты первого рейтинга нового охвата «QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия 2014/15».
С российской стороны в пресс-конференции приняли участие ректоры ведущих российских вузов – НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСиС, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Алтайского государственного университета.
Из Лондона в прямой эфир вышла и.о. регионального директора по Восточной Европе и Центральной Азии QS Quacquarelli Symonds Ирина Толстова.
Результаты рейтинга озвучила региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. Зоя Зайцева. В своем видеообращении она отметила знаменательный факт, что Россия оказалась лидером по числу университетов, вошедших в топ-100 для этой группы стран – сразу 26 российских вузов продемонстрировали положительную динамику усилий, которые они прикладывают для продвижения в мировых рейтингах.
По словам представителя компании QS, основной задачей рейтингования являлась помощь вузам в повышении международной узнаваемости их бренда, для чего была использована новая методология. Ключевым отличием данного рейтинга стало введение нового индикатора – «представительство университета в интернете» по данным Webometrics, который свидетельствуют об открытости вуза, доступности результатов интеллектуальной деятельности, наличии трудов и публикаций на университетском сайте.
Зоя Зайцева заявила, что сегодня российские университеты в целом пока не демонстрируют высокие результаты по данному показателю и предложила им системно и планомерно проводить работу по повышению узнаваемости брендов на международной арене, более тесно сотрудничать с академическим сообществом и сообществом работодателей.
Участники видеоконференции обсудили особенности университетов данного охвата, проанализировали динамику их продвижения в рейтингах, пообщались о трендах мирового рынка образования.
Свое мнение по обсуждаемой теме, в частности о необходимости мониторинга вузов, высказал ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов. Он уверен, что рейтинги не являются единственным показателем успешности, однако это важнейший инструмент для позиционирования университета.
«Рейтинг подстраивает российское образование под признанные международные стандарты и жестко дисциплинирует коллектив самого вуза»,
– сказал он.
Кроме того, ректор НИЯУ МИФИ считает, что российским университетам необходимо участвовать как в международных, так и в национальных рейтингах, потому что
«именно такая композиция даст наиболее правильное представление об университете».
Успех НИЯУ МИФИ, занявшего восьмое место среди российских вузов в данном рейтинге, ректор связывает во многом с тем, что наш университет выбрал правильное направление. Он подчеркнул, что
«вуз изначально взял курс на исполнение магической образовательной триады: качественная наука замыкается на промышленном производстве инноваций, давая обратную связь с процессом образования».
Вместе с тем ректор уверен, что еще одним секретом успеха является то, что НИЯУ МИФИ ориентирован на ведущие отраслевые корпорации, в частности, Госкорпорацию «Росатом».
Главной проблемой для всех технических вузов страны ректор НИЯУ МИФИ считает сочетание гражданской и оборонной тематики. Он полагает, что нужно
«ориентироваться на лучшие международные образцы, например MIT, демонстрирующие синергетическую зависимость, при которой оборонные исследования настраивают на проведение высокого уровня гражданских исследований».
Михаил Стриханов также уверен, что для достижения амбициозной цели – стать глобальным лидером образования, необходима коренная перестройка инфраструктуры самих университетов. Например, сегодня,
«несмотря на консервативность образовательной системы, в вузах необходимо ввести элемент бизнес-структур, что свойственно большинству сильнейших западных университетов».
С мнением ректора НИЯУ МИФИ во многом согласились другие участники пресс-конференции. Ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров считает правильным введение метода обучения студентов через практику и науку. Кроме того он уверен, что участие в рейтингах для российских вузов сегодня крайне важно,
«поскольку это взгляд со стороны».
«Любому вузу, даже очень сильному, необходима объективная оценка, почему именно так его оценивают международные эксперты»,
– сказал он.
Ректор МИСиС Алевтина Черникова согласилась, что
«рейтинг – это достаточно комплексная оценка деятельности любого вуза, что дает дополнительный импульс для развития тех сфер деятельности, где мы недорабатываем».
«Более того, оценка вуза не менее важна для наших абитуриентов, это позволяет им выбрать университет по тем или иным параметрам, – считает она. – Позиция вуза в рейтинге является показателем его статуса, его визитной карточкой».
Ректор МИСиС подчеркнула важность взаимного сотрудничества между российскими вузами, что также служит усилению их конкурентных преимуществ.
«У каждого университета есть свои сильные стороны, и когда мы их объединяем, выигрывают все»,
– отметила она, указав на удачный опыт совместной работы МИСиС, МИФИ и МФТИ, которые вместе с «Роснано» и правительством Москвы запустили новую магистерскую программу.
Вместе с тем, Алевтина Черникова согласилась с Михаилом Стрихановым, что
«успех университета предопределяет каждодневная, трудная, но слаженная работа всего коллектива – преподавателей сотрудников и обязательно студентов».
Проректор по учебной работе и информатизации Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ольга Гришина полагает, что
«стремление к выполнению показателей, которые оцениваются в процессе мониторинга, «в конечном счете, работает на повышение качества образования, что является стратегической целью любого вуза».
Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков указал на роль финансовой господдержки науки и образования и порадовался за то, что пять сибирских вузов вошли в рейтинг QS.
«Отрадно и то, что в рейтинг попали восемь вузов из Казахстана, с которыми мы активно взаимодействуем»,
– добавил он, подчеркнув особую значимость позиционирования в среднеазиатском образовательном пространстве.
В процессе обсуждения результатов рейтинга, участники пришли к общему мнению: чтобы стать заметными на мировом глобальном образовательном пространстве необходима реструктуризация университетов, внедрение новых образовательных программ, развитие научной и инновационной составляющих, повышение интернационализации образовательного процесса, а также повышение академической репутации вузов.
Резюмируя общее мнение, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов еще раз подчеркнул, что победа в рейтингах – это мощное дисциплинирующее средство для университетов.
«Однако, попадание в первые строчки рейтинга не должно являться самоцелью. Главное – не победа, а работа над ошибками»,
– считает он.
В целом же, оценивая итоги рейтинга, как большой успех российского образования, ректор НИЯУ МИФИ назвал общей проблемой вузов узнаваемость их брендов.
«Мы должны предпринимать серьезные усилия, чтобы российские университеты становились более узнаваемыми, ректоры – симпатичными, сайты – открытыми, а английский язык – более четким».
Исполняющий обязанности регионального директора по Восточной Европе и Центральной Азии QS Quacquarelli Symonds Ирина Толстова из Лондона поздравила российские университеты с хорошим стартом и выразила мнение, что
«любые значительные результаты достигаются ценой большого труда всего вузовского коллектива».