10 июня в рамках организованного столичным правительством демо-дня “Новатор Москвы(внешняя ссылка)” была организована панельная дискуссия «Инструкция к применению: как молодым ученым коммерциализировать наукоемкие проекты». В мероприятии принял участие ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
Участники дискуссии размышляли над проблемой, которая беспокоит научную общественность по меньшей мере последние 100 лет: как превратить научное достижение в успешный коммерческий проект. Молодые ученые отлично пишут научные статьи, занимаются исследовательской работой, создают инновационные проекты, однако, далеко не всем удается выйти из научной лаборатории «в мир» и коммерциализировать свои научные наработки. Во многом, такое происходит, потому что во взаимодействии инноватора и рынка есть камни преткновения – долгий период апробации и верификации научной идеи и невысокий кредит доверия. Эти факторы мешают молодым ученым построить эффективную коммуникацию с потенциальным заказчиком и инвестором, доступно презентовать идею и, как следствие, получить обратную связь для доработки продукта и дальнейшей его коммерциализации.
Модератор дискуссии, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, отметил что у Москвы есть по меньшей мере две сильных стороны, помогающих решению этой проблемы: большая доля молодых среди ученых столицы, и высокая концентрация научных исследований в городе: на Москву приходится четвертая часть всех научных публикаций страны.
На вопрос модератора, как могут совмещаться роли ученых и предпринимателей, Владимир Шевченко ответил, что главным является способность человека создавать ценности, нужные для других людей, в то время как конкретная роль творца в инновационном процессе определяется его призванием. Помощь в том, чтобы разработка увидела свет оказывает и сам университет, и его индустриальные партнеры - такие как Росатом, и федеральные органы власти, и организации городского уровня. При этом ректор НИЯУ МИФИ обратил внимание, что часто творческие люди образуют продуктивные пары, в которых один участник имеет больший талант к бизнесу, а другой - к научно-техническим разработкам; примером таких пар были Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, а в России – создатели ВКонтакте Павел и Николай Дуровы.
В дискуссии также принимали участие руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Кристина Кострома, заместитель проректора по развитию образовательных программ и международной деятельности Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева Георгий Шахгильдян, проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган и двое лауреатов премии Мэра "Новатор Москвы" - генеральный директор ООО "УК КУППЕР ГРУПП" Инесса Стеклова и генеральный директор “Ньюмен технологии» Дмитрий Огнерубов.