20 января 2015

Крымский министр мечтает о строительстве АЭС на полуострове

Строительство в Крыму АЭС решило бы раз и навсегда проблему с электроснабжением полуострова, однако сегодня речь о реализации подобного проекта не ведется. Об этом в интервью еженедельнику «Крымское эхо» заявил министр экологии и природных ресурсов Крыма Геннадий Нараев.

«Думаю, что строительство в Крыму АЭС решило бы все наши энергетические проблемы. То, что сейчас об этом много говорят, это лишь разговоры. Официально могу сказать лишь то, что в адрес нашего министерства пока никаких материалов на этот счет не поступало»,

— отметил чиновник.

Напомним, Крымская АЭС, расположенная близ города Щелкино, в высокой степени готовности была заброшена после аварии на Чернобыльской АЭС (готовность первого энергоблока — 80 %, второго — 18 %). Проект станции однотипен действующей Ростовской АЭС.

По оценке директора концерна «Росэнергоатом», строительство новой АЭС на полуострове бесперспективно, а энергию можно вырабатывать ветряными, солнечными, мазутными и теплоэлектростанциями. Из текущего состояния площадки Крымской АЭС восстановить ее невозможно. Также в ней использовался проект 60-х годов, тогда как сейчас строительство АЭС ведётся по проектам 2000-х годов. Построить новый объект может быть экономически выгодней, чем восстанавливать старый, но архитектурных проектов для атомных электростанций малой и средней мощности сейчас нет.

Первые проектные изыскания были проведены в 1968 году. Строительство начато в 1975 году. Станция должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона — металлургической, машиностроительной, химической. Проектная мощность 2000 МВт (2 энергоблока) с возможностью последующего увеличения до 4000 МВт: типовой проект предусматривает размещение на площадке станции 4 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000/320.

В ноябре 1980 года стройка объявлена Республиканской ударной комсомольской, а 26 января 1984 года — Всесоюзной ударной. После строительства города-спутника Щёлкино, насыпи водохранилища и вспомогательных хозяйств, с 1982 года началось возведение непосредственно самой станции. От керченской ветки железной дороги была проложена временная линия, и в разгар строительства по ней прибывало по два эшелона стройматериалов в сутки. В целом стройка шла без существенных отклонений от графика с запланированным пуском первого реактора в 1989 году.

В реакторное здание первого блока уже был поставлен и установлен на проектное место уникальный полярный кран.

С помощью этого крана должны были осуществлять дальнейшие подъёмно-транспортные и строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения:

  • в период строительства АЭС: операции по складированию оборудования (частей реактора, корпусов парогенераторов, компенсатора, главных циркуляционных трубопроводов и насосов и др.), а затем их установке на проектное место.
  • после пуска станции: выполнять транспортно-технологические и ремонтные работы по обслуживанию атомного реактора.

Ядерное топливо было завезено, но не использовалось, радиационной опасности не представляет.

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране и катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года привели к тому, что к 1987 году строительство было сначала приостановлено, а в 1989 — принято окончательное решение отказаться от пуска станции. К этому моменту на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно ещё на 250 млн рублей. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом.

C 1995 по 1999 год в машзале (турбинном отделении) проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип». Реклама гласила: «Атомная вечеринка в реакторе».

В 1998—2000 годах созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущество станции на сумму 2,204 миллиона гривен. К 1 февраля 2003 года на балансе ДП «Восточно-Крымская энергетическая компания» остался только спецкорпус, блок мастерских, реакторное отделение и масло-дизельное хозяйство.

В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен. До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.

В 2004 году Кабинет министров Украины передал Крымскую АЭС из ведения Министерства топлива и энергетики Совету министров Крыма. Далее, Совмин Крыма должен был продать полученное имущество АЭС, а деньги должны были пойти на решение социальных и экономических проблем Ленинского района Крыма, и в частности г. Щёлкино.

После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Далее, известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.

Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году.