На днях премьер-министр Дмитрий Медведев провел в правительстве России специальное совещание, посвященное все обостряющейся проблеме обеспечения Крыма пресной водой. Для выработки решения создали специальную группу, которая уже к 10 сентября должна разработать рекомендации для исправления положения. Но вот что особенно неожиданно: в рабочую группу, наряду с военными и учеными РАН, включены и представители «Росатома».
Какое отношение имеют атомщики к проблеме водоснабжения полуострова? Однако все выглядит очень логично, если вспомнить, что строительство атомных электростанций — одно из основных занятий этой госкорпорации. Не забудем, что АЭС в Крыму однажды уже начинали строить. В 1975 году был утвержден проект, определено место — поселок Щелкино в 70 км к востоку от Керчи. К середине 1980-х Крымская АЭС была построена более чем наполовину. Пуск намечался на 1989 год. Но тут случился Чернобыль. Местные экологи с привлечением международных экспертов развернули бурную деятельность, протестуя против её открытия. И все работы в Щелкино были остановлены.
Очень похоже, что теперь идею строительства в Крыму АЭС могут реанимировать. И главная цель этой дорогостоящей затеи — опреснение морской воды в промышленных масштабах. Без реакторов такое невозможно — слишком энергоемкое занятие. А электроэнергия в Крыму пока в дефиците. При этом морской воды вокруг — вдоволь. Черпай хоть из Черного, хоть из Азовского морей.
Однако для комплексного решения проблемы водоснабжения Крыма таким путем нужно большое количество электроэнергии. Столько дать может только атомная станция. Её, возможно, «Росатому» и придется строить под Керчью заново.
Лето-2018 выдалось в российской Тавриде жарче обычного. Средняя температура по официальным данным превысила +30 градусов. Но как говорят местные жители, в отдельные дни были все +40, а местами и +50. Уже в начале июня режим ЧС ввели сразу в четырех районах республики, преимущественно — в степных. Степь там большей частью распахана, засевается. Но в этом сезоне по предварительным подсчетампострадало уже 100 тысяч га посевов, ориентировочный ущерб составляет более 1 млрд. рублей. Не спасли даже обильные июльские ливни. Действующие водохранилища (а их всего в Крыму 23) едва наполнены.
Хотя с обеспечением населения питьевой водой местная власть за четыре российских года справляться научилась. Это подтвердила корреспонденту «СП» знакомая жительница Евпатории. По её словам, если в украинские времена вода в дома подавалась строго по графику не чаще двух раз в сутки, то теперь ежедневно и без всяких графиков. А вот с орошением посевных земель, увы, проблема. Нужны кардинальные меры.
Корреспонденту «СП» удалось через крымских знакомых пообщаться с жителем Керчи Анатолием Ц. Он — старожил города. Переехал сюда в 70-х из Сак. На строительстве АЭС, объявленной в свое время Всесоюзной комсомольской стройкой, обещали хорошую зарплату. Сейчас Анатолий (и не только он один) возит в Щёлкино экскурсантов, показывает им ставшие местной достопримечательностью развалины недостроенной станции. Периодически сотрудничает с киношниками, снимающими здесь преимущественно «ужастики» и боевики…
— Я хорошо помню тот проект, он был передовым для своего времени, — сказал «СП» действительный член РАН по Отделению физических наук, доктор физико-математических наук академик Евгений Александров. — Мне кажется, его можно было бы реанимировать, обновив в деталях. С учетом современных тенденций в науке и технике.
«СП»: — Но считается, что реанимировать, восстанавливать всегда дороже…
— По-разному. Тут надо смотреть, в каком состоянии сейчас недостроенная под Керчью АЭС? Например, её фундамент.
Проектная мощность станции предусматривала размещение на ее площадке четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000/320. А в таких случаях фундамент возводится, как правило, основательный, «на века».