Александра Литвиненко могла убить доза полония-210 весом от микрограмма до нанограмма, свидетельствуют данные экспертных заключений, представленных во второй день слушаний открытого разбирательства по делу экс-офицера ФСБ.
Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, скончался 23 ноября 2006 года. Его самочувствие стало ухудшаться после совместного чаепития с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном в баре лондонского отеля Millennium. После смерти Литвиненко специалисты британского Агентства по охране здоровья заявили, что обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного полония-210.
Во вторник, 27 января, в Высоком суде Лондона, спустя более 8 лет, началось открытое разбирательство по существу, которое будет длиться до 31 марта, за ним последует закрытая часть процесса. В среду во второй день процесса показания давали свидетели и эксперты, в том числе патологоанатом и засекреченный эксперт атомного ведомства, делавший заключение по веществу, которым был отравлен Литвиненко.
Вскрытие тела Литвиненко из-за заражения полонием "было самым опасным из когда-либо производившихся на Западе", заявил патологоанатом Натаниэл Кэри в ходе разбирательства в Высоком суде Лондона.
Он подтвердил предыдущие заключения о наличии в организме Литвиненко значительного количества радиоактивного полония-210.
По словам Кэри, медики, проводившие вскрытие, были в специальной экипировке. Также было изолировано помещение, где проводилось вскрытие.
При этом, подчеркнул паталогоанатом, Литвиненко скончался 23 ноября 2006 года, однако вскрытие тела проводилось только спустя неделю — 1 декабря.
Другими заболеваниями, кроме тех, что были вызваны последствиями радиоактивного заражения Литвиненко к моменту смерти не страдал, сообщил Кэри.
Вместе с тем, по его словам, на голове Александра Литвиненко был обнаружен шрам, "возраст которого — несколько недель".
Объем полония-210, обнаруженного в теле Александра Литвиненко, был ничтожным по весу, "но доза для такого вещества была огромной", сказал судмедэксперт, не назвавший при этом конкретных цифр.
На вопрос, мог ли Литвиненко прожить дольше, получив такую дозу радиоактивного облучения, эксперт ответил, что, хотя "потенциально можно было бы сказать, что мог бы при интенсивной терапии, но подобных случаев получения человеком такой дозы в Великобритании ранее не происходило".
Эксперт атомного ведомства пояснила, что смертельной для человека является доза полония от "нанограмма (одна миллиардная часть грамма) до микрограмма (одна миллионная часть грамма)".
Эксперт, обозначенный в ходе слушаний как "ученый А", засекречена и давала показания в полузакрытом режиме. Журналисты имели возможность только слышать ее голос, но не видели ее. На момент смерти Литвиненко она в качестве сотрудника Аtomic Weapons Establishment — британского научно-исследовательского цента по атомному оружию, готовила заключение о полонии-210.
По ее словам, полоний, обнаруженный в теле Александра Литвиненко, — "намного более чистый и концентрированный, чем в природе".
Эксперт также сообщила, что безопасно транспортироваться такой материал может только тщательно закрытом контейнере из стекла или металла — серебра или золота.
По ее мнению, полоний "не мог попасть в организм через кожу, только если она не повреждена".