В этом году над Антарктидой открылась гигантская озоновая дыра. Уже будучи больше, чем весь покрытый льдом континент, озоновая дыра превысила размер 75% озоновых дыр, измеренных с 1979 года, и она продолжает расти. Ученые полагают, что причиной может быть изменение климата.
Монреальский протокол, подписанный в 1987 году, часто описывается как величайшая в мире история успеха в борьбе с разрушением окружающей среды, вызванным деятельностью человека. Соглашение запрещает вредные хлорфторуглероды и другие вещества, которые, как известно, разрушают защитный озоновый слой, который поглощает вредное ультрафиолетовое излучение, исходящее от Солнца. Концентрации вредных веществ в атмосфере выровнялись с момента вступления протокола в силу и медленно снижаются, обеспечивая основу для постепенного заживления слоя. Но изменение климата в настоящее время замедляет восстановление.
"Процесс до сих пор является предметом исследований, чтобы полностью понять связь между восстановлением озонового слоя и изменением климата, но мы знаем, что существует связь между истощением озонового слоя и температурой", сказал Винсент-Анри Пех, директор Европейского Союза мониторинга атмосферы.
В то время как температура на поверхности планеты повышается, стратосфера, в которой находится защитный озоновый щит, остывает. Стратосфера - слой атмосферы Земли на высоте от 10 до 50 километров, где зимой образуются так называемые полярные стратосферные облака. Сегодня ученые знают, что эти облака обеспечивают идеальную химическую среду для того, чтобы вредные вещества на основе хлора и брома выполняли свою разрушительную работу. Они также знают, что чем холоднее температура стратосферы, тем больше полярных стратосферных облаков образуется, сказал Пех.
"Иногда озоновая дыра мала, потому что в ней нет полярных стратосферных облаков, а иногда, когда их много, она, как правило, больше", - сказал Пех. "С большим количеством полярных стратосферных облаков хлор и другие вредные вещества могут работать более эффективно и наносить больший ущерб, даже если их концентрации снижаются".
Когда был подписан Монреальский протокол, ученые предсказали, что озоновый слой полностью восстановится к 2060 году, добавил Пех. Однако недавние измерения показывают, что этот процесс заживления замедляется и что полного выздоровления можно ожидать не ранее 2070 года.
Изменение климата не несет полной ответственности за это, некоторые страны продолжают незаконно использовать и выпускать запрещенные вещества.
"В 2018 году в атмосфере были обнаружены высокие уровни запрещенных хлорфторуглеродов, которые в конечном итоге были обнаружены в Китае", - сказал Пех. "Если такие незаконные выбросы останутся незамеченными в течение некоторого времени, они действительно смогут поставить под угрозу весь процесс, потому что содержание хлора и брома в атмосфере может перестать выравниваться и стабилизироваться или даже увеличиться".
Однако Пех сообщил, что размер озоновой дыры существенно меняется из года в год, и трудно определить тенденции. В этом году озоновая дыра уже занимает площадь от 22 до 23 миллионов квадратных километров, что всего на 2 миллиона квадратных километров меньше рекордного уровня 2006 года в 25 миллионов квадратных километров. Пех предсказывает, что дыра будет продолжать расти до начала октября, когда температура в Южном полушарии начнет повышаться.
В 2020 году также наблюдалась очень большая и самая долго продолжительная озоновая дыра, которая закрылась только в конце декабря. С другой стороны, в 2019 году озоновая дыра была самой маленькой зарегистрированной в истории.
Служба мониторинга атмосферы Коперника использует данные с нескольких спутников, которые обнаруживают озон в стратосфере, измеряя прохождение ультрафиолетовой и инфракрасной составляющих солнечного света через атмосферу. Чем меньше озона присутствует, тем больше проникает ультрафиолетового и инфракрасного света. Затем сложные компьютерные модели объединяют данные, как и в прогнозировании погоды.
Пех сказал, что исследователи все еще пытаются раскрыть связь между климатическими явлениями, наблюдаемыми на Земле, и процессами в стратосфере. Поэтому невозможно сказать, могут ли быть связаны беспрецедентные тепловые волны этого года во многих частях мира и зияющая озоновая дыра.