В этом году дыра в озоновом слое уже занимает площадь, превышающую площадь Антарктического континента. И если верить прогнозам, в ближайшие несколько дней она будет стремительно увеличиваться.
Озоновая дыра - это дефицит стратосферного озона, который возникает каждую позднюю зиму и раннюю весну над Антарктическим континентом. Другими словами, между сентябрем и октябрем. Обнаруженная в 1985 году, эта аномалия стала сильным символом воздействия деятельности человека на химию атмосферы.
Благодаря Монреальскому протоколу и поправкам к нему, соответствующие газы - такие, как галогены, которые широко использовались в двадцатом веке - были заменены другими, менее вредными для стратосферного озона. Однако время жизни выделяемых соединений велико. И действительно, хотя возвращение к нормальной жизни уже происходит, на это потребуется время. По мнению ученых, восстановление среднего уровня 1980 г. ожидается не ранее 2060-2070 гг.
В середине сентября озоновая дыра уже больше белого континента, как и в прошлом году. "Прогнозы показывают, что в этом году дыра стала немного больше, чем обычно", — отмечает Винсент-Анри Пеуч, директор Службы атмосферного мониторинга "Коперник" (CAMS). Согласно прогнозам, в течение следующих нескольких дней она должна быстро увеличиться в размерах и интенсивности. "Мы наблюдаем довольно большую и потенциально глубокую озоновую дыру".
По состоянию на 15 сентября площадь, на которой концентрация озона была ниже 220 единиц Добсона (ЕД), составляла 23,4 млн км². Минимальная концентрация, наблюдаемая со спутника в этот день, составила 136 ЕД. ""Озоновая дыра" (...) определяется как область значений озона ниже 220 единиц Добсона к югу от 40° ю.ш. Значения ниже 220 ЕД представляют собой антропогенные потери озона над Антарктидой", — сообщает НАСА на своем специальном сайте.
В 2019 году на Южном полюсе был зафиксирован самый низкий дефицит озона за всю историю наблюдений. Эти межгодовые колебания связаны с конфигурацией полярного вихря. Чем интенсивнее и холоднее вихрь, тем больше дефицит озона. И наоборот, когда вихрь ослаблен, потери озона ограничены. Эта взаимосвязь объясняется тем, что каталитические реакции разрушения озона более эффективны при низких температурах. Кроме того, в случае сильного вихря блокируется поступление озона из более низких широт.