10 апреля 2015

Специалисты предложили новые способы извлечения топлива на "Фукусиме"

Государственный фонд по выплатам компенсаций и оказанию помощи при демонтаже реакторов после аварий на атомных станциях в четверг впервые обнародовал план "воздушного" способа извлечения расплавившегося ядерного топлива из трех реакторов на АЭС "Фукусима-1".

Проблема извлечения расплавившегося во время аварии 2011 года ядерного топлива до сих пор не решена. Это связано с тем, что специалисты не имеют точных сведений о количестве и расположении высокорадиоактивного топлива, которое после остановки системы охлаждения расплавило дно реактора и скопилось внизу "обнимающей" реактор защитной оболочки.

Окончательной фазой ликвидации аварии должен стать демонтаж реакторов, однако для этого необходимо решить проблему извлечения расплавившегося топлива.

До сих пор единственным способом считался метод "затопления", когда защитная оболочка и реактор оказались бы полностью залитыми водой. Таким образом, операция по извлечению топлива происходила бы в воде.

В четверг Госфонд, на котором лежит ответственность по составлению и утверждению плана ликвидации аварии, предложил еще два способа "воздушного извлечения": сверху — в тех энергоблоках, где повреждена крыша, или сбоку — через отверстие в стене.

В этом случае в районе планируемого пролома можно будет создать герметичное помещение, чтобы избежать утечки радиоактивных веществ, в котором можно разместить робота с рукой-манипулятором. Дистанционно управляемый робот мог бы через дно реактора проникнуть рукой-манипулятором вниз защитной оболочки и небольшими порциями начать извлекать расплавленное топливо.

Этот метод снимает необходимость закачивания в реакторы огромного количества воды, которая к тому же в результате операции станет высокорадиоактивной.

В то же время в зоне работ — в реакторе и защитной оболочке — уровень радиации настолько высок, что человеку достаточно нескольких минут, чтобы получить смертельную дозу, поэтому вся операция должна проводиться дистанционно, на большом расстоянии. Однако пока еще не существует и роботов, способных длительное время проработать в таких условиях.

Как ожидается, к весне 2017 года Госфонд выберет метод извлечения топлива.