На пути урегулирования иранского ядерного кризиса возникли новые серьезные препятствия. Комитет Конгресса США одобрил законопроект, обязывающий президента Обаму после подписания соглашения с Тегераном представить его на рассмотрение законодателей. При этом Конгресс оставил за собой право в месячный срок не одобрить сделку с Ираном и отложить снятие односторонних санкций с Тегерана. В ответ иранское руководство выдвинуло США ультиматум: санкции должны быть отменены в день подписания соглашения, и ни о какой его последующей проверке Конгрессом не может быть и речи.
Через месяц после скандального обращения к руководству Ирана с угрозой отменить ядерные договоренности Тегерана с администрацией президента Обамы (см. "Ъ" от 8 марта) американские законодатели вновь напомнили о своем праве вмешаться в урегулирование иранского кризиса. Инициатором законопроекта, единогласно одобренного сенатским комитетом по иностранным делам, стал его глава республиканец Роберт Коркер.
Как следует из законопроекта, в случае подписания шестеркой международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) соглашения с Ираном по урегулированию его ядерной программы (оно должно быть заключено до 30 июня) президент Обама будет обязан в течение пяти дней передать на Капитолийский холм весь пакет документов, в том числе пункты, проходящие под грифом "совершенно секретно". Законодатели в течение 30 дней будут изучать договоренности и в случае несогласия с теми или иными положениями оставляют за собой право их не утвердить.
У президента будет 12 дней для наложения возможного вето на решения законодателей. Однако если против сделки с Ираном выступят минимум 67 сенаторов, Барак Обама своим вето воспользоваться не сможет. При этом на протяжении всего периода рассмотрения соглашения с Ираном, которое может растянуться на много недель, введенные Конгрессом санкции против Ирана отменены не будут.
Американские санкции против Ирана начали вводиться с 1984 года. Односторонние ограничительные меры США (принятые помимо Совбеза ООН) охватывают банковский, энергетический секторы, а также высокие технологии, атомную и оружейную отрасли и инфраструктурные проекты и распространяются как на юридических, так и на физических лиц. Кроме того, действие санкций США распространяется и на третьи страны, сотрудничающие с Тегераном.
Таким образом, даже если в оставшиеся два с половиной месяца шестерка мировых держав сможет выйти на подписание финального соглашения с Тегераном, ядерная "сделка века" еще должна будет пройти испытание на прочность внутри американской политической машины. С каким результатом и когда закончится это испытание, сегодня сказать невозможно. Президент Обама, рассчитывающий сделать соглашение с Ираном своим ключевым внешнеполитическим наследием (наряду со сближением с Кубой), предпочел не вступать в жесткий клинч с Конгрессом. В Белом доме дали понять, что он подпишет законопроект, хоть и не в восторге от инициативы Конгресса. Дело в том, что изначально законодатели требовали предоставить им 60 дней на изучение сделки. Итоговый вариант законопроекта таким образом можно назвать компромиссным.
Однако в Израиле, судя по всему, рассчитывают, что конгрессмены в итоге заблокируют соглашение с Тегераном. Как заявил вчера глава Министерства разведки Юваль Штайниц, израильская сторона испытывает удовлетворение по поводу достигнутого компромисса между Белым домом и Конгрессом, считая это решение "достижением политики премьера Нетаньяху".
Реакция иранского руководства была диаметрально противоположной. Президент Хасан Роухани фактически выдвинул Вашингтону ультиматум, дав понять: вариант отложенного утверждения будущего ядерного соглашения с шестеркой с учетом его последующей экспертизы в Конгрессе Тегеран категорически не устраивает.
"Мы ведем переговоры с крупными державами, а не с Конгрессом",— заявил Хасан Роухани. И добавил: "Если санкции не будут сняты, соглашения не будет".
"В истории переговоров по иранской ядерной программе уже были случаи, когда, казалось бы, достигнутые договоренности срывались в последний момент. Так было с соглашением о вывозе низкообогащенного урана при посредничестве Турции и Бразилии в 2010 году,— напоминает директор программы "Ядерное нераспространение и РФ" ПИР-Центра Андрей Баклицкий.— Сегодняшняя ситуация выглядит лучше, поскольку все основные игроки заинтересованы в дипломатическом решении вопроса".
Тем не менее, по его словам, есть множество факторов, способных замедлить и даже сорвать переговорный процесс.
Говоря о том, как скажется ситуация вокруг Ирана на интересах Москвы, эксперт призвал не делать однозначных оценок. "Провал переговоров по иранской ядерной программе и обострение противостояния на Ближнем Востоке не отвечают стратегическим интересам РФ,— заявил он "Ъ".— В то же время замедление переговорного процесса может иметь определенный положительный эффект для российской экономики. Иранские углеводороды попадут на мировой рынок позже, когда эффект от их появления может быть компенсирован возросшим к тому времени спросом. На момент "открытия" Ирана миру российские компании успеют приступить к реализации ряда крупных проектов, включая строительство новых энергоблоков АЭС "Бушер"".
На днях глава МИД РФ Сергей Лавров назвал "странной" логику, согласно которой "в интересах развития экономики России нужно ее конкурентов держать под санкциями". По его словам, увеличение экспорта иранской нефти "на весьма обозримую перспективу" возможно лишь "в незначительных объемах". А заместитель главы МИДа Сергей Рябков уточнил, что у Ирана пока нет и необходимой инфраструктуры, чтобы осуществлять в больших объемах поставки природного газа в Европу.