Танкер ледового класса "Балтика" прошёл наиболее сложную, с навигационной точки зрения, часть грузового рейса по Северному морскому пути. Судно вышло из порта Мурманск и уже прошло более 2,5 тысяч морских миль. Танкер, имеющий на борту 70 тысяч тонн газового конденсата, завершил эту часть маршрута с опережением установленного графика. По мнению специалистов, это свидетельствует о наличии резервов для сокращения времени перевозки углеводородов по трассам Северного морского пути и повышении экономической эффективности доставки их в другие страны.
Танкер "Балтика" переводит в сопровождении ледоколов ФГУП «Атомфлот» (входит в состав Госкорпорации «Росатом») партию нефтепродуктов из Мурманска в Китай. Это называется "ледокольная проводка". Штурманы сосредоточенно изучают поступающие данные ледовой обстановки. Ни у одного экипажа в мире пока нет опыта проводки сквозь льды танкеров такого размера.
Общая масса танкера "Балтика" - 100 тысяч тонн. Обычно такие перевозки осуществляются через Средиземное море и Суэцкий канал. Нынешний рейс - экспериментальный.
Традиционный путь из Мурманска, скажем, в Йокогаму через Суэцкий канал, составляет почти 13 тысяч морских миль, это примерно 40 дней пути. Альтернатива - Северный морской путь: менее 6 тысяч морских миль. На тот же рейс уходит в среднем 20 дней. Явная экономия времени и денег.
Когда-то по Северному морскому пути перевозилось до 7 млн тонн груза ежегодно. Сейчас - меньше двух. Вторая жизнь Северного морского пути может стать одним из самых масштабных транспортных проектов последних десятилетий. В перспективе это даст возможность не только проводить транзитом грузы из Европы в страны АТР, но и обновить инфраструктуру здесь.
Нет сомнений, что Cеверный морской путь - это ключ к новому витку освоения Севера. Некоторые нефте- и газодобывающие компании из тех, что работают на Севере, уже имеют собственный флот, в том числе и ледокольный. Кроме того, меняется тактика плавания в этих водах. Не за горами и крупномасштабное освоение шельфовых месторождений. А после того, как маршруты для крупнотоннажных судов будут окончательно проложены и изучены, Северный морской путь сможет стать основным путем доставки топлива на развивающиеся азиатские рынки.