Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, предусматривающий, в частности, запрет на оказание финансовых услуг российскими физическими и юридическими лицами, если есть основания полагать, что эти операции имеют отношение к ядерной деятельности Ирана. Соответствующий документ опубликован на сайте Кремля.
Данные меры включают запрет на оказание в том числе услуг страхования и перестрахования. Кроме того, указом запрещаются любые операции с активами или ресурсами, которые находятся или окажутся на территории РФ и будут связаны с иранской ядерной программой.
Ограничительные меры Кремля касаются не только физических лиц, но и юридических. В частности, ограничения затронули ряд иранских промышленных комплексов и групп по производству вооружений и по закупке оборудования, которые можно использовать для ядерных исследований и на ядерных производственных установках.
В список попавших под ограничения юридических лиц вошли международные компании, поставляющие оборудование для иранской ракетной программы или связанные с иранским банком "Меллат" (находящиеся в собственности или под контролем банка или действующие от его имени). В течение последних семи лет банк "Меллат" был посредником при заключении сделок на сотни миллионов долларов, связанных с иранскими ядерными, ракетными и оборонными структурами.
Ограничения также наложены на ряд компаний, подконтрольных Организации оборонной промышленности Ирана или входящих в состав Иранской организации аэрокосмической промышленности, и на компанию современных промышленных технологий, ответственную за конструирование и строительство реактора на тяжелой воде в городе Араке (к югу от Тегерана).
Кроме этого в список попали военный технический и научно-исследовательский центр Ирана и компании, принадлежащие Корпусу стражей исламской революции (КСИР) - элитному подразделению иранских вооруженных сил.
Многие из этих компаний были включены в санкционные списки резолюций Совета Безопасности ООН, в частности первой (1737 от 23 декабря 2006 года) и второй (1747 от 24 марта 2007 года). В соответствии с требованиями резолюций финансовые активы и экономические ресурсы иранских организаций и компаний действующих на территории стран, поддержавших резолюцию, будут заморожены.
Переговоры мирового сообщества в рамках "шестерки" (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия) международных посредников по урегулированию иранской ядерной программы ведутся с 2003 года. "Шестерка" совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
Переговоры Ирана с "шестеркой" были прерваны в 2009 году, после того как в ноябре Совет управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, осудившую Иран за строительство второго завода по обогащению урана, недалеко от иранского города Кум, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентству".
Очередное обострение ситуация вокруг ядерной программы Ирана произошло после того, как 11 февраля 2010 года президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
Совет безопасности ООН 9 июня принял резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее военной составляющей.
США и ЕС в одностороннем порядке ввели в отношении Исламской Республики дополнительные ограничительные меры. Американские санкции в основном затрагивают нефтегазовый сектор Ирана, а также иранские компании, подозреваемые американскими властями в причастности к разработке ракетных программ. РФ и КНР осудили эти действия своих западных партнеров по переговорам.
В начале сентября к односторонним ограничительным мерам США и ЕС присоединились Япония и Южная Корея, санкции которых также предполагают замораживание активов физических и юридических лиц. Сеул и Токио также ограничили проведения валютных операций организациями и физическими лицами, имеющими отношение к ядерной программе Ирана.