5 октября состоялось первое заседание подкомитета по энергетическому машиностроению комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по энергетической политике и энергоэффективности. На заседании были определены основные цели и задачи подкомитета, а также начата разработка мер по оздоровлению ситуации в энергомашиностроительном комплексе. Как сообщили в РСПП, в заседании приняли участие представители компаний энергетического сектора, общественных организаций и научного сообщества, в том числе ОАО «Атомэнергомаш», ОАО «НОВАЭМ», ОАО «СУЭК», НП «Совет производителей энергии», НП «ИНВЭЛ», «ВНИИНМАШ» и др.
Открывая заседание, председатель подкомитета - генеральный директор ОАО «Атомэнергомаш» Владимир Кащенко отметил, что согласно принятой в 2006 году федеральной программе развития атомной энергетики до 2020 года в России должно быть построено 23 энергоблока АЭС. Кроме того, для строящихся за рубежом по российским проектам электростанций разного типа поставляется до 8 комплектов отечественного энергетического оборудования в год. «Активная экспансия в новые регионы, укрепление позиций на исторических для российских энергетиков рынках стран СНГ и Восточной Европы должны быть продолжены», - считает В. Кащенко.
Между тем, отметил он, доступные производственные мощности российских энергомашиностроительных предприятий, а также технологические решения не позволяют обеспечить спрос на энергетическое оборудование в полном объеме. Решением проблемы может стать формирование международной кооперации. Российское машиностроение, по мнению председателя подкомитета, не является на сегодняшний день конкурентоспособным. «Мы перестали быть донором технологических решений, - отметил В. Кащенко. - Поэтому целесообразно создать условия для внедрения уже зарекомендовавших себя в мире технологий, а собственные зрелые технологии локализовать на целевых рынках».
На заседании были сформулированы ключевые вопросы для дальнейшей работы: освоение производства и поставок высокоэффективного оборудования, включая экологические аспекты; стандартизация типов применяемого оборудования на объектах энергетики; перспективы развития рынка сервиса и модернизации установленной базы энергетического оборудования; расширение присутствия на исторических и новых рынках, включая локализацию производственно-технологической базы; подготовка кадрового и научного потенциала; меры государственной поддержки энергомашиностроения; совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергомашиностроения. До 15 октября подкомитет приступит к планированию работ по принятым направлениям.