Крах Международного промышленного банка (МПБ), входящего в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) сенатора от Тувы Сергея Пугачева, вызвал цепную реакцию неплатежей у предприятий корпорации. Как стало известно, у ОАО “Балтийский завод” возникли сложности с реализацией контракта по строительству плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) стоимостью 9,8 млрд руб. из-за того, что на его счетах в МПБ оказались замороженными 1,7 млрд руб. авансовых платежей “Росатома”. В аналогичной ситуации могли оказаться и заказчики ОАО “Северная верфь”, крупнейшими из которых являются Минобороны и ФГУП “Рособоронэкспорт”. В ОПК все претензии отвергают, пишет “Коммерсантъ”.
О том, что у Балтзавода возникли сложности с реализацией крупнейшего контракта по строительству ПАТЭС, рассказал заместитель гендиректора ОАО “Концерн “Росэнергоатом”" Сергей Завьялов. По его словам, это связано с тем, что полученные от “Росатома” денежные средства предприятие хранило на депозитах в МПБ, которые были заморожены после отзыва у банка лицензии. Сейчас в МПБ, по его словам, зависло 1,7 млрд руб. авансовых платежей “Росатома”. “Руководствуясь действующим законодательством, завод выставил претензии к МПБ по возврату этих средств”,— отметил Сергей Завьялов, уточнив, что к этому “завод понуждает “Росатом”".
Балтзавод стал первой структурой ОПК, предъявившей претензии к родственному банку, лишившемуся лицензии в начале октября. Напомним, что ранее их предъявляли державшие в банке депозиты крупные российские компании (”Северсталь”, структуры холдинга “Сухой”) и зарубежные инвесторы — держатели еврооблигаций. Долги МПБ, половина которых приходится на банки и ЦБ, составляют примерно 80 млрд руб. Регулятору банк должен 31,8 млрд руб. по кредитам, полученным летом под залог судостроительных активов ОПК. 7 октября Банк России в лице МГТУ подал в арбитражный суд Москвы заявление о признании МПБ банкротом и реализации залога в свою пользу.
Всего структуры “Росатома” перечислили Балтзаводу 5,7 млрд руб. на начальных этапах строительства ПАТЭС (66% от стоимости контракта), продолжает Сергей Завьялов. “”Росатом” пошел на беспрецедентный шаг. Это было сделано для восстановления технологий атомного судостроения, основных фондов предприятия, а также для подготовки персонала”,— пояснил он “Ъ”. На сегодняшний день готовность ПАТЭС, по его оценкам, не превышает 30%. “На протяжении всего текущего года отставание от графика не превышало 5-6%, однако мы предполагаем, что до конца 2010 года верфь выполнит работы не более чем на 40%. И мы не прогнозируем скорого разрешения ситуации, которая существенно ухудшит ход выполнения нашего заказа”,— отметил господин Завьялов.
Крупнейшим акционером Балтийского завода является ОПК (88%), остальные акции у 2,6 тыс. миноритариев, у государства — “золотая акция”. Чистый убыток за первые шесть месяцев 2010 года — 10,03 млн руб., выручка — 226,4 млн руб., кредиторская задолженность — 8,4 млрд руб., в том числе 2 млрд руб. перед банками. Объем просроченной задолженности — 190,8 млн руб. Кредиторская задолженность ОАО “Северная верфь” (ОПК принадлежит 72,23% акций) за аналогичный период составила 48,7 млрд руб., в том числе перед банками — 7,8 млрд руб.
ПАТЭС электрической мощностью 70 МВт и тепловой — 140 Гкал/ч предполагалось ввести в эксплуатацию еще в 2010 году. Первоначально в мае 2006 года тендер на строительство головной ПАТЭС выиграло “Севмашпредприятие”. На тот момент глава “Росатома” Сергей Кириенко говорил о планах по строительству в течение десяти лет семи плавучих станций для энергодефицитных районов и освоения шельфа. Однако “Росэнергоатом” в августе 2008 года расторг контракт с “Севмашем” и передал заказ Балтзаводу. По официальной версии, решение было вызвано значительной загрузкой “Севмаша”, однако неофициально в ведомстве отмечали, что предприятие задержало строительство более чем на год. По условиям нынешнего контракта срок поставки энергоблока у стенки Балтзавода — 24 мая 2012 года, срок сдачи в эксплуатацию ПАТЭС на территории Камчатского края (Вилючинск) — 2013 год.
Как утверждает Сергей Завьялов, “Росатом” готов предоставить Балтзаводу дополнительное авансирование в размере 800 млн руб. Однако условия контракта предполагают предоставление банковской гарантии на возврат всех средств, выплаченных “Росатомом”.
“В связи с нынешним положением МПБ предоставление такой гарантии выглядит проблематичным. Никаких сигналов со стороны ОСК относительно хода реализации проекта строительства ПАТЭС не поступало. ОСК не отслеживает эту ситуацию и не вмешивается. Отмечу, что руководство Балтзавода предпринимает все возможное для того, чтобы строительство головной атомной станции было завершено в надлежащие сроки”,— резюмировал Сергей Завьялов.
Аналогичная ситуация складывается с другим судостроительным предприятием ОПК — ОАО “Северная верфь”, утверждает источник, близкий к ЦБ. Уточнить объем зависших в МПБ средств заказчиков верфи он отказался. Согласно данным отчетности “Северной верфи” за второй квартал 2010 года, ее крупнейшими кредиторами являются Минобороны (29,2 млрд руб.) и ФГУП “Рособоронэкспорт” (8,9 млрд руб.). В постройке на верфи находятся два фрегата проекта 22350. Спуск головного фрегата намечен на 29 октября, второй находится на стадии формирования корпуса. Кроме того, в рамках гособоронзаказа верфь строит три корвета 20380 (их сдача запланирована на 2011-2012 годы), а также модернизирует четыре корвета для ВМФ Алжира.
Вчера в пресс-службах Минобороны и “Рособоронэкспорта” от комментариев отказались. Однако источник в “Рособоронэкспорте” утверждает, что крах МПБ самого ФГУПа никак не касается. “Все деньги по нашим контрактам с “Северной верфью” перечислялись в качестве оплаты за уже выполненные работы,— пояснил собеседник.— Если предприятие решило похоронить эти средства в МПБ, это его личные проблемы”. В самом МПБ объем блокированных средств не раскрывают. “Сейчас все взаимоотношения с кредиторами находятся в ведении временной администрации”,— заявили в пресс-службе МПБ.
В свою очередь, в ОПК и руководстве судостроительных предприятий существование проблем с заказчиками опровергают. “На сегодняшний день у меня нет никаких претензий в части выполнения обязательств по контракту Балтийского завода с “Росатомом”, в том числе по использованию уже перечисленных средств. Заказчик имеет доступ к этой информации”,— заявил вчера Андрей Фомичев, возглавляющий оба судостроительных завода ОПК. Нет претензий к корпорации и у Минобороны, утверждает он. “Расходование средств “Северной верфью” в части выполнения гособоронзаказа курирует лично первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин, перед ним мы отчитываемся каждые десять дней, и претензий не поступало”,— говорит господин Фомичев.
“Сложившаяся ситуация — закономерный результат,— считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.— Качество управления промышленными активами МПБ оказалось немногим лучше качества менеджмента самого банка”. По его словам, с того момента как структуры Сергея Пугачева приобрели у группы ИСТ судостроительные активы, они практически не занимались их развитием. ОПК планировала перенос мощностей Балтзавода на “Северную верфь”, но дальше разговоров дело не пошло, напомнил эксперт.