Комитет Совета Федерации по промышленной политике рекомендовал одобрить поправки в закон «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“ и ряд законодательных актов РФ.
Сообщил РБК председатель этого комитета сенатор Валентин Завадников. Совет Федерации рассмотрит этот вопрос на пленарном заседании 10 ноября.
Рассматриваемые поправки уточняют полномочия и функции корпорации, сказал сенатор. Он пояснил, что к основным нововведениям относятся закрепление за Госкорпорации «Росатом» полномочий по управлению атомным ледокольным флотом; обеспечению осуществления ледокольной проводки судов атомными ледоколами; созданию некоммерческих организаций; осуществлению контроля за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения при использовании атомной энергии в учреждениях корпорации, акционерных обществах корпорации и их дочерних и зависимых обществах, подведомственных предприятиях; выдаче разрешений на строительство организациям корпорации и вводу в эксплуатацию объектов использования атомной энергии.
Комитет СФ в целом поддерживает данный документ, однако имеет к предложенному тексту ряд замечаний и предложений, сказал В. Завадников. Так, он наделяет Госкорпорации «Росатом» полномочиями по обеспечению осуществления ледокольной проводки судов атомными ледоколами. С этой целью корпорации передается атомный ледокольный флот Российской Федерации. Кроме того, вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации и в федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющие оформить атомные ледоколы и причалы, предназначенные для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота, в собственность Госкорпорации «Росатом».
В настоящее время в соответствии со ст.12 КТМ РФ суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. В соответствии с действующей редакцией ст. 29 федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» причалы являются имуществом, которое не подлежит отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность. Комитет считает, что передача указанных судов и причалов в собственность Госкорпорации «Росатом» является отступлением от общей системы права к частному регулированию, целесообразность которого не очевидна и традиционно не поддерживается комитетом, сказал В. Завадников.
Кроме того, новая формулировка п.2 ст.12 КТМ РФ и ч.2 ст.29 закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет перевести государственный ледокольный флот и причалы не только в собственность Госкорпорации «Росатом», но и иных российских юридических лиц, которые включены в перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки. В связи с этим комитет отмечает, что передача атомного ледокольного флота РФ в ведение Госкорпорации «Росатом» является целесообразной, поскольку на данную организацию возложены функции по развитию атомной отрасли в РФ. Однако, по мнению комитета, при сохранении государственной собственности на ледокольный флот суда могут быть переданы корпорации в управление, сказал он.
В. Завадников отметил, что, «точечно корректируя некоторые положения» закона о Госкорпорации «Росатом», данные поправки в него «не устраняют его системные недостатки, которые препятствуют достижению целей создания Госкорпорации „Росатом“. В частности, недостаточно четко определены цели, полномочия и функции корпорации и ее организаций, структура корпорации, а также не разграничены полномочия между корпорацией и ее организациями, не определен статус организаций Росатома, их права и обязанности. В этой связи комитет СФ рекомендует СФ одобрить данные поправки и одновременно считает необходимым дальнейшее совершенствование положений закона о Госкорпорации „Росатом“, сказал он.