Причиной запрета на возврат в Россию высокообогащенного ядерного топлива исследовательского реактора в Германии названа «недостаточная информация по безопасности». Предполагалось, что 951 отработавший твэл типа ЭК-10 исследовательского реактора в Россендорфе на территории бывшей ГДР будет возвращен в Россию на ПО «Маяк». Однако 6 декабря министр окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Норберт Рёттген не дал разрешения на проведение этой операции. Программа ядерных исследований в Россендорфе была начата в 1955 году, двумя годами позже на площадке был пущен реактор мощностью 10 МВт, который проработал до 1991 года. С 2005 года отработавшее топливо реактора находилось на хранении в 18 контейнерах типа CASTOR MTR2 в промежуточном хранилище в Ахаузе. Изначальное планировалось, что топливо будет находиться на промежуточном хранении до появления в Германии объекта окончательной изоляции высокоактивных РАО.
Между тем, в настоящее время, в связи с озабоченностью сохранностью таких материалов, реализуется международная программа по возврату топлива на основе высокообогащенного урана (ВОУ) в страну происхождения. Программа реализуется США и Россией, при поддержке МАГАТЭ. На настоящий момент, по информации США, возвращено в страну происхождения около 2,7 тыс. тонн такого материала. В это количество входят и 326 кг свежего ядерного топлива реактора в Россендорфе, которые были вывезены в Россию в конце 2006 года. Планировалось, что в 2011 году будет перевезен 951 отработавший твэл после того, как США убедили Германию включить этот материал в программу возврата топлива на основе ВОУ. На проведение операции по транспортировке было получено разрешение Федерального управления по радиационной защите (BfS) как на соответствующую требованиям Закона об атомной энергии, а также от Федерального управления по экономике и экспортному контролю.
Тем не менее, 6 декабря Н. Рёттген заявил, что не даст разрешения на транспортировку. «Федеральное министерство по охране окружающей среды после тщательного рассмотрения заявки, пришло к выводу, что согласие на вывоз дано быть не может. Для выдачи такого разрешения требуется доказать, что твэлы будут переработаны безопасным образом», - заявил он. «Мы не можем понять озвученные причины отказа [Н. Рёттгена]. Результаты международных и даже немецких экспертных оценок подтверждают соответствие ПО «Маяк» международным нормам безопасности», - заявил в интервью WNN директор ядерного научно-исследовательского центра в Россендорфе Удо Хелвиг. Он также сообщил, что контракт на хранение топлива в Ахаузе истекает в 2036 году, однако «появится ли могильник для захоронения облученного топлива в Германии к этому времени, неясно, особенно в ситуации, когда не существует даже базового подхода к разработке концепции окончательного захоронения высокообогащенного топлива».