Турция планирует построить к 2030 году, как минимум, тридцать энергоблоков атомных станций. Об этом сообщил 1 февраля высокопоставленный представитель министерства энергетики и природных ресурсов страны. По словам заместителя министра Метина Килчи, пока это не является официально утвержденной программой. «Китай планирует [построить] 450 реакторов. У нас нет такого количества проектов, но есть цель ввести в эксплуатацию, как минимум двадцать ядерных энергоблоков к 2030 году. Это – наша задача, хотя она пока она не утверждена никакой программой», - заявил М. Килчи в интервью «Reuters».
Турция уже заключила межправительственное соглашение с Россией о строительстве первой атомной станции в провинции Мерсин, в районе Аккую. Подписан меморандум о взаимопонимании с Японией о начале официальных переговоров в отношении строительства атомной станции в провинции Синоп. Каждый из двух проектов предполагает сооружение четырех энергоблоков и оценивается в 20 млрд. долл. М. Килчи уточнил, что Турция начала диалог с Японией только после неудачи на переговорах с Южной Кореей, и обсуждение с другим партнером возможно только в случае такого же исхода на текущих переговорах.
«В ходе переговорного процесса к нас обращался ряд стран и компаний, - отметил он. – Однако мы не будем рассматривать или обсуждать другие предложения, пока идут переговоры с Японией, соблюдая нормы дипломатии и этики и наши принципы». По словам М. Килчи,. сторонам, заинтересованным в проекте АЭС «Синоп» было заявлено о том, что переговоры с ними возможны только при отсутствия договоренностей с Японией. Министерство планирует завершить обсуждение деталей соглашения до конца марта. Для участия японских компаний в проекте необходимо подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и соглашение об обмене технологиями.
КОММЕНТАРИЙ NUCLEAR.RU:
Дипломатичное заявление турецкого чиновника преследует две цели. С одной стороны, подтвержден эксклюзивный статус переговоров с Японией по АЭС «Синоп». Очевидно, что период эксклюзивности, зафиксированный в меморандуме, истекает в марте, поскольку стороны неоднократно заявляли о том, что планируют в течение трех месяцев выйти на подписание соглашения. С другой стороны, на фоне известного интереса к турецким ядерно-энергетическим проектам, в частности, со стороны Франции, заявлено о масштабных планах развития ядерной энергетики.