Государственная Дума РФ планирует 20 мая рассмотреть проект закона о ратификации протокола к соглашению между правительствами России и США об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области. Протокол был подписан 13 апреля 2010 года в Вашингтоне и вносит изменения в межправительственное российско-американское соглашение от 2000 года, которое, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, пока не ратифицировано и применяется временно. В рамках этого соглашения стороны должны утилизировать по 34 тонны плутония оружейного качества.
Утилизацию плутония планировалось осуществлять посредством его облучения в виде смешанного оксидного уран-плутониевого топлива (МОКС-топливо) в легководных реакторах России (4-5 реакторов ВВЭР-1000) и США (4 реактора PWR компании «Duke Power»), а также в российских реакторах на быстрых нейтронах - БОР-60 в НИИАР и БН-600 на Белоярской АЭС. Однако использование МОКС-топлива в легководных реакторах не предусмотрено стратегией развития атомной энергетики России. Поэтому Россия настаивала на том, чтобы финансирование российской программы утилизации плутония в легководных реакторах осуществлялось из внешних источников.
По состоянию на 2005 год суммарный донорский взнос составил около 850 млн. долл. (США и страны «большой восьмерки) при оценочной стоимости программы утилизации не менее 3,5 млрд. долл., поэтому «Росатому» было поручено продолжить консультации с донорами. Однако в 2007 году США уведомили Россию о том, что сумма донорского вклада в 850 млн. долл. является окончательной. Тогда «Росатом» предложил использовать для утилизации плутония реактор на быстрых нейтронах БН-800. По расчетам специалистов, включение в программу БН-800 позволит обеспечить темп утилизации российского оружейного плутония не менее 1,3 тонн плутония в год.
Для увеличения темпа утилизации на заключительной фазе работ предполагается использовать высокотемпературный гелиевый модульный реактор ГТ-МГР (в случае его готовности). Достигнутые между «Росатомом» и Министерством энергетики США договоренности были закреплены в ноябре 2007 года подписанием соответствующего совместного заявления, а в апреле 2010 года – протоколом к межправсоглашению 2000 года. Согласно протоколу, свои программы утилизации оружейного плутония стороны начнут не позднее 2018 года. Условия и параметры утилизации синхронизированы с планами ввода в эксплуатацию БН-800 и создаваемого производства МОКС-топлива.
Протокол также вносит изменения в процедуры мониторинга и инспекций, предусмотренные соглашением 2000 года для подтверждения выполнения его положений в отношении утилизируемого плутония и подмешиваемого материала. Средства на строительство БН-800 предусмотрены в Программе деятельности ГК «Росатом» на долгосрочный период, а на создание установки по производству МОКС-топлива - в ФЦП по ядерным энерготехнологиям нового поколения. Затраты, связанные с обеспечением режима утилизации на реакторе БН-800 и с его эксплуатацией, а также с созданием системы мониторинга и инспекций, в объеме 400 млн. долл. предполагается полностью покрыть из средств США.
Кроме этого, протоколом предусматривается, что «Росатом» и Минэнерго США продолжат поиск дополнительного донорского финансирования программы утилизации. Если же правительство США не начнет или прекратит оказание технического содействия, то Россия имеет право приостановить или прекратить деятельность в рамках соглашения. Протокол 2010 года снимает основное препятствие для ратификации соглашения 2000 года, которое заключалось в недостатке финансовых средств на утилизацию российского избыточного оружейного плутония. В этой связи может быть возобновлен процесс ратификации соглашения 2000 года с учетом вносимых протоколом изменений.