Французское агентство ядерной безопасности (ASN) заявило во вторник, что инцидент на атомной электростанции на юге Франции полностью исчерпан, утечки радиоактивных веществ не произошло и не будет, поэтому никаких дополнительных мер по защите населения не требуется.
Накануне в результате взрыва печи, предназначенной для плавки слаборадиоактивных металлических отходов (кранов, труб, насосов, инструментов), на станции Кодоле (департамент Гар) один человек погиб и четверо были ранены. Станция была построена в 1955 году, работают на ней около пяти тысяч человек. В комплекс входят четыре гражданских и ряд оборонных предприятий. На территории находятся также завод по производству ядерного топлива и центр переработки ядерных отходов. На нем, собственно, а не на самой станции, и произошел взрыв.
Хотя все основные системы станции продолжают работать нормально, ЧП вызвало волну тревоги не только во Франции, но и в соседней Италии, а также добавило уверенности политическим силам в ЕС, выступающим за отказ от ядерной энергетики.
Компания «Электрисите де Франс» (EDF), которой принадлежит АЭС, а также официальный Париж поспешили принизить серьезность инцидента и поскорее закрыть тему.
«Это производственный инцидент, а не ядерная авария», — заверил агентство AFP представитель компании. «Никаких мер по закрытию (станции) или по эвакуации работников не требуется», — утверждало министерство внутренних дел Франции в своем заявлении. Тем не менее вокруг станции жандармерия выставила оцепление, и подъехать к ней на машине можно только со специальным пропуском. «Нет никаких причин для беспокойства, — вторила им министр экологии Натали Косцюшко-Моризе, которая сразу же выехала на место события, чтобы успокоить работников АЭС и местных жителей. Причины инцидента будут установлены».
Франция получает 75% своей электроэнергии от атомных станций и имеет, по признанию специалистов, самую совершенную систему ядерной безопасности. За правительством и энергетиками пристально следит французский Гринпис. Его представители потребовали от властей тщательного и абсолютно прозрачного расследования этой аварии.
«Эта станция не включена ни в аудит французских ядерных установок, который проводится по требованию правительства Франции и ЕС, ни в список объектов, охваченных последней инспекцией Агентства ядерной безопасности, — заявила глава Гринписа Франции Яник Русле. — Это еще раз показывает, что Франция не извлекла уроков из Фукусимы».
Ядерная энергетика — сфера исключительно чувствительная и тесно связана с политикой. На волне антиядерных настроений, охвативших Европу после катастрофы в Фукусиме, целый ряд правительств объявил о программах закрытия АЭС. И это несмотря на рост цен на газ и нефть.
Президент Франции Николя Саркози возглавляет лагерь европейских политиков, которые выступают за сохранение и развитие ядерной энергетики. Он заверил французов, что их АЭС — самые надежные.
Любой инцидент на атомной станции где-либо в мире, особенно во Франции, даже такой незначительный и не имеющий отношения к реактору и другим основным системам, может быть использован его противниками. Перед грядущими выборами 2012 года у Саркози и так хватает политических проблем. Поэтому взрыв печи в Кодоле ему совсем некстати.