Федеральная служба по финансовым рынкам допустила к размещению в России облигации канадской компании Uranium One Inc., являющейся одним из крупнейших производителей урана в мире. Это первое в истории РФ размещение облигаций иностранного корпоративного эмитента. Впрочем, экономической целесообразности размещать бумаги в России эксперты не видят и не исключают, что компания делает это из-за того, что контроль в ней принадлежит российским структурам.
В конце прошлой недели Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) сообщила, что выдала разрешение на размещение облигаций канадского производителя урана Uranium One Inc. (U1). Объем первого выпуска составит 16,5 млрд руб., второго — 12,5 млрд руб. Это первое размещение иностранного корпоративного эмитента в истории рынка. В пятницу получить комментарий U1 не удалось. В официальном сообщении компания лишь указала факт полученного от ФСФР разрешения и не объяснила причины, почему выбор пал на российский рынок.
Тем не менее интерес к нему компания проявляет уже давно. В апреле U1 заявляла о планах до конца года провести листинг своих акций в Москве. Но на прошлой неделе компания сообщила, что сейчас у нее “иные приоритеты”. В августе 2011 года гендиректор U1 Крис Сэттлер отметил, что компания рассматривает выпуск рублевых бондов как один из вариантов привлечения средств для покупки австралийской уранодобывающей компании Mantra.
“Мы в первую очередь будем рассматривать такие варианты, как проектное финансирование, высокодоходные долговые бумаги и рублевые бонды”,— сказал господин Сэттлер.
Интерес компании к России объясним. U1 — компания не вполне канадская. 51% акций компании принадлежит российскому ОАО “Атомредметзолото” (АРМЗ, урановый холдинг “Росатома”). Тем не менее участники рынка удивлены, почему для размещения выбрана Россия, ведь компания не нуждается в рублевом финансировании, большая часть ее обязательств выражена в долларах США, австралийских долларах, а проекты сосредоточены в США, Казахстане, Австралии и Танзании. “В России деньги стоят по-прежнему дороже, чем в Европе. Занимать в России можно в какой-то критический момент, когда на Западе кредиты не дают вообще никому, а такой ситуации сейчас не видно”,— говорит начальник управления анализа долгового рынка ИК “Велес Капитал” Иван Манаенко. “Кроме того, занимая в рублях, компания берет на себе серьезные валютные риски”,— добавляет руководитель дирекции анализа долговых инструментов “Уралсиб Кэпитал” Дмитрий Дудкин. По его словам, компания может нивелировать риски с помощью валютных свопов, но экономическая целесообразность этой операции зависит от ставки размещения, которую сейчас невозможно предсказать. На рынке говорят, что доходность по бумагам может составить 10%. “Таким образом, занимая сейчас, компания получает рубли до ожидаемого по нему роста ставок, а с помощью кросс-валютного свопа уходит от риска падения рубля и страхует свое возвращение в рубль после завершения срока по облигациям”,— предполагает управляющий директор компании “Атон” Яна Тульчинская.
Глава группы “Атомпромресурсы” Андрей Черкасенко не исключает того, что за счет средств облигационного займа U1 может расплатиться с АРМЗ за акции Mantra. Кроме того, он предположил, что размещение рублевых облигаций может быть и демонстрацией того, что U1 сохраняет связи с Россией, несмотря на то что “Росатом” фактически передал свои зарубежные урановые активы в собственность канадской публичной компании. По мнению начальника отдела управления активами УК “Капиталъ” Рената Малина, размещение U1 хоть и является прецедентом, но волну размещений за собой не приведет. “Большого спроса не будет видно до тех пор, пока не решены инфраструктурные проблемы (отсутствие центрального депозитария и торговли по бумаге до регистрации выпуска), не будет повышена инвестиционная привлекательность российских активов”.
“Если российский рынок и инфраструктура на этом примере покажут, что все прошло хорошо, мы надеемся, что это станет не единственным случаем размещения иностранным корпоративным эмитентом своих ценных бумаг на российском фондовом рынке”,— заявил руководитель ФСФР Дмитрий Панкин.