К 2030 году РФ необходимо дополнительно построить 40 ледоколов. Нынешний ресурс атомного ледокольного флота России в ближайшей перспективе не сможет в должном объеме обеспечить круглогодичную проводку судов к стратегическим объектам на северном побережье. Под угрозой оказывается и доставка продукции завода по переработке сжиженного газа «Ямал СПГ», и танкерные поставки нефти Новопортовского месторождения (принадлежит ОАО «Газпром нефть»), и «регулярное морское снабжение арктических баз российских вооруженных сил», и функционирование порта Сабетта.
Вопрос о форсированном создании современных ледоколов для нужд Атомфлота и обеспечения круглогодичной навигации стал уже отдельной темой, которую накануне обсудили президент РФ Владимир Путин и врио губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин. С учетом сжатых сроков развития Арктики мощностей 6 находящихся в строю атомных ледоколов арктического типа для обслуживания Северного морского пути «уже через два-три года не хватит». Более того, двум из них – «России» и «Сибири» – после 2015 года грозит списание и утилизация, а спуск на воду первого ледокола новейшего класса ЛК-60Я запланирован лишь на 2018 год. Впрочем, к этому сроку ЯНАО может остаться уже без Кобылкина.
Несмотря на короткие сроки выполнения госзаказа на производство ледоколов, аналитики прогнозируют уже «в ближайшей перспективе транспортный цейтнот в арктической части ЯНАО». По признанию замгендиректора Атомфлота Андрея Смирнова, в нынешнем году «из-за неблагоприятных условий на несколько дней были приостановлены грузовые операции на судах и берегу» даже при участии атомных ледоколов «Ямал» и «Таймыр» и дизель-электрического судна «Тор».
Напомним, что только в конце мая на стапеле ООО «Балтийский завод-Судостроение» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») состоялась закладка первого серийного атомного ледокола проекта 22220. В церемонии принял участие зампред правительства РФ, куратор арктической темы Дмитрий Рогозин, заметивший, что «…мы закладываем первый серийный ледокол. … Нам нужны такие мощные суда, так же как и плавучие атомные электростанции». По условиям контракта между предприятием и госкорпорацией «Росатом», сумма которого составила 84,4 млрд рублей, головной ледокол серии будет спущен на воду в 2019 году, а его «собрат» – в 2020 году.
Между тем в правительстве ЯНАО, «форпоста газодобычи», предпочитают «излучать оптимизм». Впервые вопрос о «насущной необходимости обновления атомного ледокольного флота» был поднят губернатором округа Дмитрием Кобылкиным в конце 2012 года, а при его предшественнике, Юрие Неелове, несмотря на всю очевидность проблемы, «вообще не затрагивался». В текущий момент оснащение российского флота атомными ледокольными судами стало «краеугольным камнем риторики врио губернатора перед утверждением в должности».
«Ледокольный флот – это вопрос федерального уровня. Все разработки и начинания проходят под контролем федералов, сам регион принять участие в этом процессе не может. Однако глава округа регулярно заостряет на этой теме внимание, буквально на последнем заседании комитета Госдумы РФ губернатор вновь поднимал ледокольный вопрос. Сейчас в Сабетте круглогодичная навигация, отгружена морем первая нефть из Нового Порта, в отдаленной перспективе планируются поставки с месторождений Гыданского полуострова. И губернатор постоянно привлекает к проблеме внимание»,
– рассказал «Правде УРФО» источник, близкий к руководству ямальской автономии.
В руководстве Атомфлота сомнений также не проговаривают, несмотря на то, что на строительство атомного ледокола может уходить, по оценкам экспертов, до 8 лет. Впрочем, в компании предлагают «следить за ситуацией по сообщениям на официальном сайте». В вероятность «ледникового периода» в госкорпорации предпочитают не верить. «Все идет по плану», – лаконично сообщили изданию в Атомфлоте.
Важность проблемы старения существующего ледокольного флота уже в ближайшей перспективе отмечена и в документе «Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и на дальнейшую перспективу», утвержденной приказом №354 Минпромторга от 6 сентября 2007 года. В документе говорится, что Российской Федерации для выполнения прогнозируемых объемов работ «требуется построить10-12 новых ледоколов (в совокупности с ледоколами различных типов, которые будут обеспечивать транспортные морские перевозки, их потребуется более 40 единиц». Между тем «к 2020 году еще 4 находящихся в строю атомных ледокола достигнут предельного ресурса выработки 175 тысяч часов», что еще более усложнит проблему.
«Проблема острая в контексте предстоящей перспективы. Даже сейчас это начинает ощущаться, несмотря на то, что запланированные работы выполняются. В навигацию 2014-2015 годов требовалось обеспечить бесперебойную доставку грузов для порта Сабетта, для российских военных баз в Арктике, провести надлежащим образом научную экспедицию на ледоколе «Ямал». И если сейчас один из ледоколов находится на консервации, это не имеет решающего значения, то уже через несколько лет возникнут серьезные проблемы. Особенно критическими проблемы станут, когда мы выйдем на планируемую добычу углеводородов на арктическом шельфе, но и уже через 2-3 года они будут значительными. Необходимость ускоренного введения в строй новых ледоколов обусловлена тенденциями к использованию всей трассы Севморпути»,
– подробно поделился с «Правдой УРФО» взглядом на проблему директор по научной работе НИИ Арктики и Антарктики РФ Александр Данилов.
Эксперты обращают внимание, что проблема северной навигации в актуальной политической обстановке перешагнула барьер «местечковости» и вышла на глобальный уровень. Строительство современного атомного флота позволит государству «получить серьезную фору в плане доминирования в арктическом регионе».
«Процесс замены стареющих судов современными атомными ледоколами новых поколений важен и в геополитическом контексте. Арктика – одно из наиболее перспективных направлений российской геополитики, и задачи по ее освоению неизбежно столкнутся с конкуренцией со стороны других стран, – считает глава уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин. – Создать атомный ледокольный флот в кратчайшие сроки – значит, обеспечить трудноликвидируемую фору во времени, которую нельзя оценивать исключительно с позиции экономических факторов. Освоение Арктики – это парадигма российского Севера, и в конечном плане, смена психологии вахтовика-временщика на психологию хозяина и жителя территорий Крайнего Севера».
Другие эксперты указывают и на «возросшую активность господина Кобылкина в теме освоения Арктики». Создание федерального агентства, или министерства по делам арктических территорий, анонсированное Артуром Чилингаровым еще в ноябре 2014 года, может и вовсе оставить ЯНАО без губернатора – Дмитрия Кобылкина называют хотя и не главным, но все же претендентом на должность руководителя федеральной структуры. Хотя о проблемах соблюдения сроков ввода в эксплуатацию всей инфраструктуры порта Сабетта, равно как и об участии в проекте главы Ямала, говорят уже не только представители научной среды и промышленных компаний, но и сотрудники федеральных ведомств. Напомним, что руководство Уральского таможенного управления уже сообщало, что испытывает ощутимые трудности в своей работе, а «Ямал СПГ» весьма прохладно обращает внимание на проблемы возможного сокращения грузопотока».