Россия включила реактор и сборки в Крыму в перечень установок, в отношении которых возможно применение гарантий МАГАТЭ. Об этом заявили в МИД РФ.
"Мы пошли на включение реактора и сборки в перечень установок, в отношении которых в России возможно применение гарантий МАГАТЭ",
- говорится в размещённом на сайте дипведомства ответе руководителя российской делегации на сессии совета управляющих МАГАТЭ, посла по особым поручениям Григория Берденникова на попытки некоторых делегаций поставить под сомнение российскую юрисдикцию над ядерными установками в Севастополе.
"Цель - предоставить возможность инспекторам агентства, при необходимости, приехать, проверить и лично удостовериться в том, что там всё в порядке. Процедура включения установок в упомянутый перечень в соответствии с нашим соглашением о гарантиях носит уведомительный характер, она не предусматривает специального обсуждения с секретариатом или с кем-либо ещё. Мы приняли к сведению решение МАГАТЭ не выбирать данные установки для применения гарантий. Это - право агентства по соглашению о гарантиях, причём не важно, чем такое решение мотивировано. Считаем, что между Россией и МАГАТЭ по крымским установкам достигнута ясность. Действуя в рамках своей юрисдикции, Россия взяла на себя полную ответственность за ядерные объекты, находящиеся в своих новых субъектах Федерации. Намерены использовать эти установки исключительно в мирных целях",
- подчёркивается в сообщении.
В дипведомстве отметили, что "никакого периода, когда эти установки были вне системы гарантий, не было".
26 марта 2014 года постпредство России при международных организациях в Вене проинформировало секретариат МАГАТЭ о том, что на территории Крыма и города Севастополь действует российское соглашение с агентством о гарантиях и дополнительный протокол к нему.
С 18 марта 2014 года действие соответствующего соглашения от 21 февраля 1985 года, а также дополнительного протокола к нему от 22 марта 2000 года распространено на всю территорию Республики Крым и Севастополь.
"Насколько нам известно, у МАГАТЭ нет претензий к России по выполнению нами положений нашего соглашения о гарантиях и дополнительного протокола к нему. Это подтверждено в обсуждаемом докладе об осуществлении гарантий за 2014 год. Судя по всему, нет их у МАГАТЭ и к Украине, поскольку агентство сочло возможным сохранить свое расширенное заключение в отношении этой страны. Поэтому вопрос, поднятый рядом делегаций, очевидно, является исчерпанным, Мы последовательно выступаем против оказания политического давления на гендиректора МАГАТЭ и возглавляемый им секретариат и в этой связи отводим прозвучавшие здесь претензии. Применение гарантий - это вопрос технический, и его не надо политизировать".
- заметил посол.