После начала конфликта на Украине Россия стала страной-рекордсменом по количеству введенных против нее санкций — под ограничения Запада попали даже президент страны и ее Центробанк. При этом российские финансовая система и бюджет выдержали удар, хотя Москва по-прежнему сталкивается с серьезными экономическими вызовами и вынуждена в короткие сроки искать новых партнеров на замену Западу. О значимости экономической дипломатии, угрозе новых санкций и отношениях со странами СНГ на фоне боевых действий на Украине в интервью RTVI рассказал Директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский.
О рисках введения санкций против атомной отрасли России
Это вопрос не к нам, а к ним. По-моему, из того, что мы видим по публикациям в открытых источниках, пока консенсуса на эту тему нет. Есть целый ряд стран, которые выступают однозначно против введения санкций против «Росатома».
«Росатом» настолько состоявшаяся и конкурентоспособная компания, что, в общем-то, она не боится соревнования со своими партнерами. Если хотят санкциями выдавить Россию с каких-то рынков и насадить туда компании из Соединенных Штатов или из Франции <..> — это нечистоплотный метод борьбы с конкурентами. Это, естественно, больно ударит, по тем странам, с которыми сейчас «Росатом» сотрудничает.
С теми странами, которые находятся вне парадигмы Россия — Запад, мы будем продолжать работать. Заинтересованность в наших атомных технологиях колоссальная, надежность того, что делает «Росатом», тоже никем не ставится под сомнение. Поэтому будем работать с теми, кто в этом заинтересован.
Насчет санкций Евросоюза — да, они пытаются сделать акцент на том, чтобы обеспечить соблюдение санкционного режима. Пока у нас только Соединенные Штаты говорят об экстерриториальном применении санкций, считая себя мировым полицейским. Пытаются наказывать тех, кто их не слушается. Евросоюз говорит, что у них нет экстерриториального применения, но на практике они ходят и пытаются проверять, как их установки выполняют страны, которые с нами работают.