В начале разговора Л.В.Ваганов совершил краткий экскурс в историю предприятия. Хотя, скорее, это был рассказ не столько об одном предприятии, сколько об истории создания всех уральских ЗАТО Росатома. Ведь ВНИПИЭТ возник почти 56 лет назад именно для того, чтобы обеспечить оперативное гражданское проектирование в бурно растущих тогда Озерске, Снежинске, Трехгорном, Новоуральске, Лесном.
Вместе с этими городами ВНИПИЭТу приходилось переживать взлеты и падения, выживать в тяжелые 90-е годы, вступить в жесткую конкурентную борьбу за дефицитные финансовые ресурсы в современной рыночной экономике.
Именно конкуренция заставила ВНИПИЭТ в девяностые годы выйти за пределы ЗАТО. Л.В.Ваганов представил внушительный перечень объектов в Екатеринбурге, Челябинске, Ханты-Мансийске, построенных по проектам озерского предприятия. Тогда же ВНИПИЭТ освоил новое для себя направление деятельности – промышленное проектирование. Решалась эта задача трудно, приходилось не просто переучиваться, а менять весь привычный порядок работы. Но время показало правильность выбранной двадцать лет назад стратегии. Сегодня промышленное проектирование является основным видом деятельности ВНИПИЭТа, приоритетными заказчиками проектов выступают предприятия ГК «Росатом», в том числе – ФГУП «ПО «Маяк». Во многом благодаря этому удалось пройти через тяжелые времена, сохранив численность работников, а это около четырехсот высококлассных специалистов. Более того, Л.В.Ваганов сообщил, что в планах института нарастить к 2016 году численность работников еще на 100 человек.
В ходе более чем часового общения Л.В.Ваганов ответил на множество вопросов. В частности, меня интересовало следующее:
- Генеральный план Озерска до 2030 года разработан ВНИПИЭТом. И хотя утвержден он совсем недавно, разработка Генплана пришлась на «тучные годы», когда никто не говорил о кризисе, и денег у государства и предприятий было немало. Поэтому Генплан выглядит весьма оптимистичным, достаточно вспомнить, что он предполагает почти полуторакратный рост объема городского жилого фонда. Какие риски и препятствия в реализации Генплана видит его автор?
Начиная отвечать на этот вопрос, Л.В.Ваганов не согласился, что Генплан оптимистичен. Он вполне реальный и, главное, рассчитан на перспективу, определяет направления развития на будущее. А затем привел пример Снежинска и Ханты-Мансийска, где местные власти еще в 90-е годы обеспечили проектную основу будущего развития городов и фактически до сих пор реализуют заложенную тогда концепцию.
Из рисков, которые необходимо учитывать Озерску в реализации Генерального плана и в целом, социально-экономического развития, Л.В.Ваганов выделил следующие.
У Озерска очень мало территории для роста. Поэтому мы должны рационально использовать то пространство, что у нас есть. При этом речь не должна идти о так называемой «точечной» застройке, которая, как правило, ведет к ухудшению условий проживания в данном микрорайоне. Перспектива для Озерска – комплексное освоение территорий, когда застройка осуществляется сразу целыми кварталами, а лучше – целыми улицами. Такого рода проекты должны быть реализованы на площадке бывшего ДОКа и в районах, занятых сегодня деревянными домами.
Кроме того, новое строительство поможет решить еще одну важную городскую проблему: инфраструктурную. За последнее время ничего «магистрального» в Озерске не построено, старые коммуникации требуют особого внимания. При этом надо учитывать, что в отличие от других городов, в Озерске практически нет малоэтажной застройки, подавляющее большинство жителей живет в многоквартирных домах и целиком зависит о бесперебойной работы инженерных сетей: водопровода, канализации, отопления. «ЖКХ – это первоочередная задача для городских властей», - Л.В.Ваганов несколько раз повторил эту фразу.
Новое масштабное строительство неизбежно «потянет» за собой перекладку сетей, встанет вопрос о реконструкции инженерной инфраструктуры. За счет каких средств? Л.В.Ваганов связывает перспективы развития Озерска с градообразующим предприятием: «Инвестиции на «Маяк» растут». Но тут проявляется еще одна и комбинатовская, и общегородская проблема. Имеющийся в Озерске строительно-монтажный комплекс оказался не в состоянии «потянуть» эти инвестиции. Озерску сегодня, как и 50-40-30 лет назад нужен собственный строительно-монтажный комплекс.