В юбилейные дни АО «Институт реакторных материалов» – ему исполнилось 50 лет – пригласил к себе журналистов региональных СМИ. Столь массовое посещение стало вторым случаем в истории института, режим секретности которого жёстче, чем на Белоярской АЭС: ведь он участвует в реализации оборонных программ.
Впрочем, речь шла о гражданской продукции ИРМ. Столь массовые послереакторные исследования, как на заре становления атомной эры, сейчас уже не требуются, поэтому ИРМ успешно освоил новый сегмент деятельности – производство изотопов, востребованных в промышленности и медицине. С этой продукцией он занимает существенную долю мирового рынка.
Основу технологии составляет уникальный исследовательский водо-водяной реактор ИВВ-2М бассейнового типа, с необычной активной зоной, в проекции напоминающей форму «утюга». Его тепловая мощность всего 15 МВт, и температура воды в бассейне невелика – порядка 36,6 градусов. Реактор будет эксплуатироваться как минимум до 60-летнего возраста – 2025 года, а после модернизационных мероприятий планируется продление срока его работы до 2040 года. Например, в 2017 году пройдёт очередная реконструкция реактора с заменой органов управления и защиты.
ИВВ-2М позволяет компоновать различные виды активных зон для наработки изотопов, среди которых углерод-14, иридий-192, цезий-131, лютеций-177. Одни из них используются для дефектоскопии в нефтегазовой, автомобильной, авиационной, космической промышленности, другие – в ядерной медицине, например, терапии злокачественных опухолей.
На основе лютеция-177 разработана пептидорецепторная терапия: молекулы белков избирательно отыскивают раковые клетки и прикрепляются к ним. Если к такому белку-носителю прикрепить радиоизотоп, он целенаправленно уничтожит раковую клетку. Правда, продукция эта «капризная»: белок и изотоп не могут долго соседствовать друг с другом, поэтому после изготовления препарат нужно использовать как можно скорее.
Кстати, большую часть продукции изотопов для ядерной медицины институт поставляет на Запад: в России это медицинское направление развито ещё очень слабо.
Но поставки изотопов – это, по сути, сырьевое направление. Изотопы отправляются из России за рубеж, там на их основе делают препараты и… поставляют, в том числе, обратно в Россию. В рамках импортозамещения этого «круговорота» ИРМ планирует перейти к более высокотехнологичной продукции: например, выпускать лютеций-177 не в виде сырьевого изотопа, а в виде готового радиофармпрекурсора. Такой производственный участок начнёт работу в 2018 году.
Хорошие перспективы ожидаются по кобальту-60 высокой удельной активности: малогабаритные мощные источники, используемые в установке «гамма-нож», уничтожают неоперабельные опухоли головного мозга. А помочь в формировании таких облучающих материалов способны реакторы БН Белоярской АЭС, обладающие мощным потоком нейтронов высоких энергий.
Среди других направлений ИРМ – различные виды разработок и испытаний: от твэлов для новых типов реакторов до элементов космических ядерных двигателей. Материаловедческие исследования обеспечены мощной площадкой – комплексом защитных камер, где за освинцованным стеклом с помощью манипуляторов, дублирующих движения оператора, выполняются измерения механических, структурных и многих других характеристик, вплоть до анализа микрохимического и изотопного состава.
Таким образом, институту удаётся успешно совмещать оборонное и гражданское направления деятельности, причём он уже неоднократно входит в сотню крупнейших предприятий-экспортёров Урала, то есть реализует одну из стратегических задач Росатома по освоению мировых рынков сбыта. А человеческие жизни, спасённые благодаря производству изотопов для ядерной медицины, вообще нельзя измерить деньгами.