«Институт реакторных материалов» (АО «ИРМ» входит в ГК «Росатом») готовит модель оптимизации, которая коснется всех подразделений общества. Официально руководство заявляет, что речь не идет о массовых сокращениях. Пока поднят вопрос лишь о возможности выделения подразделения, занятого перевозкой спецгрузов, но не исключается, что на аутсорсинг могут быть переведены и другие функции атомного института, перед которым поставлены задачи повышения конкурентоспособности продукции. В городской думе Заречного планы предприятия по оптимизации вызывают опасения, а профсоюзы однозначно заявляют, что подобные реформы обычно крайне негативно воспринимаются сотрудниками и грозят снижением оплаты труда.
Модель оптимизации ИРМ пока находится в разработке, однако отдельные ее детали уже стали предметом общественного обсуждения за пределами атомного предприятия. Так, перспективы выделения из состава института транспортного цеха, занятого перевозкой спецгрузов, «Правде УрФО» подтвердило несколько депутатов гордумы.
«ИРМ – фактически второе градообразующее предприятие. Там работает около тысячи человек. Оно и находится рядом с Белоярской АЭС. Сейчас на ИРМ встают вопросы оптимизации. Недавно туда перешел бывший глава Заречного Василий Ланских. Возможно, ему поручат кураторство этих вопросов», – полагает депутат гордумы Заречного Юрий Бутаков.
Факт трудоустройства Василия Ланских, в период избирательной кампании 2016 года находившегося в жесткой оппозиции управленцам градообразующей Белоярской АЭС, в АО «ИРМ» подтверждают, но отрицают какую-либо его причастность к процессам оптимизации. По словам директора института Дмитрия Маркова, экс-градоначальник руководит одним из проектов на предприятии и является «лояльным сотрудником».
Перспективы оптимизации вызывают озабоченность не только у депутатов. По оценке профсоюза БАЭС, подобные изменения на предприятиях ГК «Росатом» неизбежны в рамках общекорпоративных планов повышения эффективности бизнеса, но неизбежно вызывают негодование у сотрудников.
«Перемены воспринимаются однозначно болезненно. Например, на «Уральском электрохимкомбинате» (входит в топливную компанию «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом». – Прим. ред.) численность сотрудников сократилась с 12 до 3,5 тысячи. Часть функций передана на аутсорсинг, социальные службы переданы в город. Заплаты у сотрудников выведенных подразделений упали», – приводит пример заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Алексей Киселев.
На ИРМ градус напряженности пытаются снизить. Директор института Дмитрий Марков подчеркивает, что ему не хотелось бы массовых сокращений. Пока речь идет лишь о выводе отдельных подразделений в иные юрлица, но оптимизация в целом коснется всего предприятия. В целях повышения эффективности непрофильные активы института – база отдыха и 2 аварийных склада с прилегающими к ним земельными участками – будут выставлены на продажу. Обсуждается вопрос выделения транспортного цеха, занимающегося перевозкой спецгрузов. В прошлом году решение по нему не было принято, обсуждение перенесено на 2017 год.
«В случае выделения подразделение перейдет в другое юрлицо, если такое решение будет принято. В какое именно, не могу сказать – есть конкурентные торговые процедуры. Будем проводить конкурс по выводу. В структуре госкорпорации есть компании, которые занимаются этой деятельностью (перевозкой спецгрузов. – Прим. ред.). Как правило, они создаются на базе крупных организаций. Было бы неправильно сейчас выделять какую-то. Эти компании – потенциальные участники торгов», – отмечает Дмитрий Марков.
По словам руководителя, на предприятии уже отданы на аутсорсинг некоторые функции, например, уборка помещений, и сотрудники при этом не потеряли в зарплате. В ходе торгов закупается услуга по перевозке работников, что позволило ИРМ в 2016 году сэкономить порядка 9 млн рублей.
«Вполне возможно, что и другие дополнительные функции будут пересмотрены. Например, нужно ли отказаться от поверки приборов и держать на это собственный штат», – размышляет руководитель.
Оптимизация проводится в рамках поставленных ГК «Росатом» задач, в том числе по росту производительности труда и зарплаты. Производительность труда, по словам Маркова, увеличивается в среднем на 10-15% ежегодно, зарплаты – на 6-7%. На сегодняшний день средний заработок на предприятии, где работают, в том числе, высококвалифицированные специалисты узкого профиля, имеющие иногда несколько высших образований, составляет порядка 52-55 тысяч рублей. Установленные Росатомом планки роста производительности труда и зарплат руководитель не называет, но признает, что в прошлом году предприятие «директивной цифры не достигло».
«Госкорпорация ставит задачи глобального доминирования не только на атомном, но и на других рынках. Для их выполнения должен вырасти объем заказов. 60% нашей продукции идет на зарубежные рынки. Мы должны сформировать для рынка предложения с качественными товарами, выпущенными с наименьшими издержками. Чтобы сокращать издержки, и проводим оптимизацию. Назвать поставленные нам задачи Росатомом в цифрах я не могу. Если об этом узнают наши клиенты, с нас попросят дисконт и другие уступки – это реальность рыночной экономики», – поясняет причины закрытости информации Дмитрий Марков.
На ИРМ, по его словам, реализуются ранее намеченные проекты создания новых производств, в том числе с участием правительства Свердловской области. Как сообщала ранее «Правда УрФО» в институте к 2018 году планируется запустить участок по выпуску прекурсора лютеция-177, использующегося при создании препаратов для лечения раковых опухолей.