В то время как Китай заключил соглашение с Ираном о строительстве двух АЭС на южном побережье этой страны, Россия осваивает новые рынки для своих ядерных технологий, пишет The Diplomat.
"Потеря в пользу Пекина некоторой доли своего экспортного рынка ядерных технологий не застала Москву врасплох",
— отмечает издание.
В качестве самого перспективного проекта оно называет строительство АЭС "Аккую" в Турции. Кроме того, в течение первой половины 2015 года Россия добилась заключения еще ряда соглашений и контрактов в сфере атомной энергетики.
Среди этих документов был подписанный президентами России и Египта меморандум о взаимопонимании, предусматривающий строительство первой египетской коммерческой АЭС. Затем Россия подписала соглашение о возведении атомной электростанции в Иордании. Договор с Саудовской Аравией создал правовую основу для двустороннего сотрудничества России в области развития ядерной энергетики и с этой страной.
В то же время, пока сохранялся режим санкций в отношении Ирана, Россия имела почти монопольное положение поставщика материалов для иранской ядерной программы, прежде всего "Росатом" поставлял топливо для иранского ядерного объекта в Бушере, пишет The Diplomat.
Теперь же на этом рынке появился Китай с собственным проектом ядерного реактора. По мнению издания, чтобы создать свой бренд, Пекин попытается "выдавить" Россию из Ирана.
Впрочем, "Росатом" все еще сохраняет доминирующие позиции в иранской атомной энергетике, он уже подписал соглашение с Тегераном о строительстве новых реакторов для АЭС в Бушере в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Договор предусматривает также строительство Россией совершенно новой АЭС в Иране с четырьмя реакторами российской конструкции, отмечает The Diplomat.
По мнению издания, расширение российского сегмента мирового рынка ядерных реакторов является политическим приоритетом для Москвы.