Пути решения задач по обеспечению квалифицированным персоналом объектов новой атомной энергетики обсудили участники сессии «Опережающая подготовка кадров для поколения IV: драйвер устойчивого развития» на площадке XIII Международного форума «Атомэкспо-2024» в Сочи.
В мероприятии приняли участие представители МАГАТЭ, руководители Госкорпорации «Росатом», Концерна «Росэнергоатом», Технической академии Росатома, ведущих российских вузов, представители власти и новых бизнесов, эксперты из стран-партнеров.
По мнению участников, развитие атомных технологий IV поколения требует долгосрочных обязательств на основе создания устойчивой ядерной инфраструктуры. Это подразумевает подготовку кадров опережающими темпами.
«Кадры — ключ ко всему. У вас может быть лучшее регулирование, лучшее законодательство и интегрированные системные управления, но, если не будет достаточно подготовленного и эффективного персонала, эксплуатировать атомную инфраструктуру невозможно», - заявил экс-руководитель Марокканского агентства по ядерной и радиационной безопасности, модератор сессии Хаммар Мрабит.
По оценке руководителя департамента ядерной энергии МАГАТЭ Михаила Чудакова, к 2050 году потребность в кадрах для мировой атомной энергетики в четыре раза превысит существующую и достигнет 8 миллионов специалистов, обладающих глубокими знаниями, профессионализмом и осознанием культуры безопасности. В связи с этим МАГАТЭ совместно с образовательными организациями проводит международные школы для стран, развивающих атомные технологии, открыты стипендиальные программы для обучения в магистратуре по ядерным дисциплинам.
Как отметил первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по развитию новых продуктов атомной энергетики Александр Локшин, технологии четвертого поколения — один из непроторенных путей, осваивать который предстоит компетентным специалистам, способным набираться опыта прямо в процессе сооружения и отладки новых технологий.
«К 2030 году Росатому потребуется порядка 350 тысяч сотрудников, в том числе квалифицированных. Учитывая дефицит кадров, который ощущается сегодня во всех отраслях в России, эта задача требует нестандартных решений. Таких специалистов надо воспитывать с детского сада. И в госкорпорации такие программы есть», - подчеркнул Александр Локшин.
Одним из решений кадрового обеспечения новых проектов строительства АЭС и в том числе проектов новой атомной энергетики стало создание в крупнейшей генерирующей российской компании «Концерн Росэнергоатом» специализированного резерва из сотрудников действующих АЭС. На сегодняшний день в резерв входит порядка 1500 человек.
«Специализированный резерв сформирован из тех специалистов, которые изъявили желание работать на блоках, строящихся в России и за рубежом. Мы их к этому готовим, - пояснил первый заместитель генерального директора АО «Концерн Росэнергоатом» Джумбери Ткебучава. - На Белоярской АЭС также создан специализированный резерв оперативного персонала, где работники будущего энергоблока «БРЕСТ-300» приобретают опыт работы на быстрых реакторах. На втором этапе специалисты пройдут обучение в Технической академии Росатома непосредственно по технологии «БРЕСТ-300» и затем - стажировку на строящемся энергоблоке в период пусконаладочных работ. По такой же схеме будет готовиться персонал для БН-1200 и БР-1200».
Кроме этого, технология подготовки персонала АЭС, не имеющей референта, была отработана в рамках специализированного учебно-тренировочного центра первой в мире атомной станции малой мощности в плавучем исполнении «Академик Ломоносов». Следующей АСММ станет Якутская АЭС с реактором РИТМ-200. По словам Джумбери Ткебучавы, в настоящий момент прорабатывается вопрос создания учебного центра в составе Технической академии, который в дальнейшем сможет проводить подготовку персонала для малых АЭС, строящихся за рубежом.
О формировании проекта Росатома «Поколение 4: новые Курчатовы», направленного на опережающую многоуровневую подготовку персонала для новой технологической платформы, рассказала руководитель проекта, директор по новой атомной энергетике Технической академии Полина Ковалева.
«Среди задач проекта - популяризация новых технологий среди молодежи, работа со студентами, разработка новых программ, создание Центров подготовки на базе лучших вузов совместно со специалистами ПН «Прорыв», охватывающего десятки направлений подготовки. В одиночку такую задачу не решить, она может решаться только в формате сетевой кооперации», - убеждена Полина Ковалева.
Подходами и методиками подготовки инженеров будущего в рамках сессии также поделились представители Индонезии и Китая.
«Одним из этапов подготовки персонала для атомной отрасли Республики Индонезия стало участие в обучающих программах России и МАГАТЭ. Мы взаимодействуем с Росатомом с 2017 года и вынесли из этого опыта важность системного подхода, построения обучения с учетом индивидуального стратегического плана для каждого специалиста. Новые технологии открывают для нас новые возможности, и мы продолжим сотрудничество, чтобы наши молодые люди могли получать хорошее образование», - подчеркнул руководитель национального Исследовательского центра по реакторным технологиям Топан Ситайдипура.
«Цель нашего сегодняшнего мероприятия не столько найти конкретные ответы на кадровые вызовы, которые стоят перед отраслью, сколько определиться, что мы вместе идем одним путем, и Росатом может быть спокоен. Мы подготовим необходимое количество квалифицированного персонала для удовлетворения всех потребностей российского и международного строительства. Один великий человек сказал: «Кадры решают всё». Надеемся, что мы решим все задачи, которые стоят перед нами», - подвел итог сессии ректор Технической академии Росатома Юрий Селезнёв.