В начале октября в Москве состоялся юбилейный X Фестиваль науки NAUKA 0+. Основная часть программы фестиваля проходила в Фундаментальной библиотеке МГУ, Шуваловском корпусе МГУ и ЦВК "Экспоцентр". Традиционно в фестивале приняли участие вузы, научные центры, музеи. НИЦ "Курчатовский институт" - постоянный участник Фестиваля науки, организатор увлекательных экскурсий для школьников и студентов.
Открыла фестиваль приветственной речью заместитель министра образования и науки РФ Л.М. Огородова. Ректор МГУ В.А. Садовничий прочитал лекцию об открытиях в области естественных наук, сделанных Нобелевскими лауреатами этого года. Важными событиями Фестиваля науки стали лекции ученых: руководителя отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт" профессора К.В. Анохина "Нейронаука за спиной искусственного интеллекта: почему наш разум не может быть выгружен на внешние носители?", лауреата Нобелевской премии по химии 1989 года профессора Сиднея Олтмена "Антибиотики: настоящее и будущее" и профессора Университета Осло Нильса Кристиана Стенсета "Изменение климата и влияние на развитие инфекционных болезней, в частности, чумы".
В рамках Фестиваля науки в школе № 2030 и "Курчатовской школе" состоялся показ и обсуждение фильма "Мегаполис науки", посвященного истории и современности Курчатовского института. Школьники узнали о становлении научного центра, о великих ученых, стоявших у истоков отечественной школы ядерной физики и о сегодняшнем дне российского "мегаполиса науки". В обсуждении фильма принял участие директор НИЦ "Курчатовский институт" М.В. Ковальчук. После просмотра ученики задали ему множество вопросов: от ядерной медицины, токамаков, международного сотрудничества до зарплаты и социальной жизни института, а также попросили рассказать о самых передовых достижениях ученых.
О том, чем занимаются современные ученые, школьники могли узнать не только из кинофильма. В течение фестивальной недели они посещали лаборатории Курчатовского института, где уже сами ученые рассказывали им о последних научных достижениях. Ребята узнали об исследованиях, проводимых в отделении кристаллографии и материаловедения, лаборатории клеточной и молекулярной биологии, лаборатории электронной микроскопии, на "Белковой фабрике". Большое впечатление на школьников произвел отдел нейрокогнитивных, социогуманитарных наук и интеллектуальных систем и ресурсный центр рентгеновских, синхротронных исследований Курчатовского комплекса НБИКС-технологий.
Также старшеклассники посетили музеи Курчатовского института, где ознакомились с историей советского атомного проекта и узнали интересные факты из жизни Игоря Васильевича. Ученики побывали и на первом на территории Евразии исследовательском реакторе Ф-1.
Александр Глушко, 9 класс школы № 2030:
- Мне очень понравился фильм "Мегаполис науки", особенно интересно рассказали о токамаках и о термоядерном реакторе - я впечатлен. Увиденное в фильме и в институте, мне кажется, точно совпало. Я вдохновился, захотелось попробовать поработать на этом оборудовании. Очень хотел бы поступить на НБИК-факультет МФТИ и работать впоследствии в Курчатовском институте. Я хотел бы поучаствовать в финальном запуске термоядерного реактора и лично увидеть, как это все будет работать. Мне очень нравится сама идея создать плазму и как-то ее удержать, поэтому я с радостью занялся бы этими вопросами в первую очередь.
Марина Голубева, 10 физико-технический класс школы № 2030:
- Для меня кинопоказ и посещение НИЦ "Курчатовский институт" были еще и возможностью пообщаться со светилами науки, вдохновиться. Мне важно было понять, что у меня тоже есть шанс внести вклад в науку, как в российскую, так и в мировую. Я, скорее всего, пойду на НБИК-факультет МФТИ, а потом в Курчатовский институт. Меня интересует биохимия, и я сегодня лишний раз убедилась в том, что этим стоит заниматься. Мои друзья тоже вдохновились. Спасибо большое!
Дмитрий Ивашинин, 10 физико-технический класс школы № 2030:
- Меня особенно интересуют информационные и когнитивные технологии, и я хочу поступить в МФТИ, предположительно на ФНБИК. Я понял, как много привнес Игорь Васильевич Курчатов в мировую науку и как высоко поднял значимость российской науки и России в мире. Он показал, что Россия - страна, которую нельзя покорить.
Анастасия Стрелковская, 11 физико-математический класс "Курчатовской школы":
- Очень интересно было посмотреть на атомный реактор Ф-1, понять, как он устроен. Для меня стало большим открытием то, что он сложен из чистого графита. Было интересно узнать, в каких условиях работали ученые того времени. Я планирую поступать на физфак МГУ. Собираюсь связать свою жизнь с наукой, физикой, работать в лаборатории, поэтому мне было очень интересно в Курчатовском институте.
Александр Соболев, 11 физико-математический класс "Курчатовской школы":
- Мне очень понравилась познавательная экскурсия в НИЦ "Курчатовский институт". Я увидел много различных физических приборов, было бы интересно изучить их и поработать на них. Меня интересуют информационные технологии, я хотел бы максимально упростить жизнь человечества, создав что-либо полезное для общества с их помощью.