На изотопно-химическом заводе (ИХЗ) Горно-химического комбината (предприятие Госкорпорации «Росатом», дивизион ЯРБ) освоили новый транспортно-упаковочный контейнер, который позволит значительно повысить производительность «сухого» хранилища ОЯТ РБМК-1000.
В настоящее время, отработавшее ядерное топливо реакторов РБМК-1000 вывозится на «сухое» хранение в транспортно-упаковочных контейнерах ТУК-109. Они успешно эксплуатируются уже три с половиной года и удовлетворяют всем требованиям безопасности. Но прогресс не стоит на месте, и специалисты из РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров) разработали модернизированный вариант ТУК-109Т, который обладает выгодными преимуществами по сравнению с ТУК-109. ТУК-109Т может вместить до 11 дополнительных ампул с пучками отработавших тепловыделяющих элементов. На один контейнер эффект кажется незначительным. Но в масштабе системы вывоза ОЯТ с российских атомных станций это позволит увеличить загрузку каждого эшелона.
Во-вторых, ТУК-109Т выполнен из нержавеющей стали, а значит, неприхотлив в обслуживании по сравнению с предшественником. Новинка позволит увеличить производительность «сухого» хранилища за счёт увеличения загрузки эшелонов и сокращения числа операций на участке приёма отработавшего ядерного топлива. В свою очередь, оптимально быстрое заполнение хранилища обеспечит положительную динамику финансовых показателей предприятия, а также снизит затраты на обеспечение безопасного хранения топлива и повысит конкурентоспособность отрасли на рынке атомного бэкэнда. Новинка была испытана в режиме «без топлива», после чего на ИХЗ был успешно принят первый контейнер ТУК-109Т с отработавшим ядерным топливом.
- Рост производительности «сухого» хранилища отвечает сразу трём базовым ценностям нашей отрасли: мы повышаем эффективность и безопасность, а, следовательно, получаем возможность идти на шаг впереди конкурентов. Например, внедрение контейнера ТУК-109Т значительно повысит безопасность обращения с ОЯТ РБМК-1000, сократит финансовые издержки и минимизирует экологические риски. На новый контейнер имеется вся необходимая разрешительная документация, включая сертификаты на конструкцию и перевозку, заключения по ядерной и радиационной безопасности, изменения в условия действия соответствующей лицензии Ростехнадзора,
- рассказал генеральный директор ГХК, доктор технических наук Петр Гаврилов.