МАГАТЭ подведёт во вторник итоги многолетней работы над ядерным досье Тегерана и, как ожидается, закроет его, дав "зелёный свет" выполнению согласованного в июле в Вене совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) Ирана с "шестёркой" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по ядерной программе.
Соответствующая резолюция была подготовлена на прошлой неделе и, по прогнозам опрошенных ТАСС дипломатов, будет утверждена советом управляющих МАГАТЭ единогласно.
Таким образом Иран и МАГАТЭ формализуют окончание работы в рамках "дорожной карты" - плана, который был согласован одновременно с СВПД и призван прояснить спорные вопросы возможной военной направленности проводимых Ираном ядерных исследований.
За это время международные инспекторы успели запросить информацию, получить разъяснения, взять пробы на ряде объектов, в том числе на военной базе в Парчине, а также пообщаться с ключевыми иранскими учёными, участвовавшими в развитии ядерной программы.
Вывод МАГАТЭ оказались более однозначными, чем эксперты и дипломаты предполагали изначально.
В своём докладе, текст которого был распространен между странами-членами Совета управляющих в начале декабря и имеется в распоряжении ТАСС, генеральный директор агентства Юкия Амано констатировал, что Тегеран до 2003 года работал над ядерной бомбой, но не продвинулся дальше исследований.
При этом у инспекторов нет достоверных данных, что после 2009 года подобная деятельность продолжалась. Кроме того, агентство не обнаружило и признаков "переключения" ядерного материала на военные цели.
Со своей стороны Иран опротестовал выводы МАГАТЭ , пообещав опубликовать отчёт со своим видением вопроса. В Тегеране также считают, что "ядерное досье" теперь можно считать окончательно закрытым.
Большинство стран, входящих в совет управляющих, напротив, больше склонны доверять выводам гендиректора МАГАТЭ.
"Они вполне однозначны и подтверждают тот факт, что в Иране велись работы над ядерным оружием", - заметил в беседе с ТАСС высокопоставленный западный дипломат одной из стран, входящих в "шестёрку".
По его словам, "досье" нельзя считать окончательно закрытым, и МАГАТЭ должно при возникновении новых подозрительных фактов иметь возможность их проверять.
В то же время собеседник указывает на то, что саму "дорожную карту" всё же можно считать выполненной. По его мнению, доклад Амано будет принят странами к сведению, а подготовленная "шестёркой" резолюция - единогласно поддержана.
Она должна отменить ранее принятые советом резолюции в отношение Ирана и установить механизм дальнейшего контроля за выполнением СВПД со стороны МАГАТЭ.
Как уточнял ранее постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Владимир Воронков, в частности, агентство будет ежеквартально готовить доклады о соблюдении Тегераном своих обязательств.
Да и Иран, как заявил на прошлой неделе в Вене замглавы МИД ИРИ Аббас Арагчи, оказался в итоге доволен текстом выработанного документа.
Окончательный вердикт совета управляющих МАГАТЭ является главным условием для перехода СВПД в стадию "имплементации", однако далеко не единственным.
Иран также должен снизить с 10 тонн до 300 кг запасы обогащённого до 3,67% урана, демонтировать лишние центрифуги и поместить их на хранение под контроль МАГАТЭ, оставив в строю лишь 6,1 тысяч аппаратов первого поколения.
С вывозом обогащённого урана Тегерану помогает Россия. По расчетам российской стороны, его вывоз в обмен на поставки природного урана может быть завершён уже до конца года.
Демонтаж центрифуг в Иране также начался. По данным МАГАТЭ на конец ноября, с середины октября Иран демонтировал 4112 центрифуг первого поколения на обогатительном предприятии в Натанзе и 160 аппаратов второго поколения. Ещё 128 центрифуг было демонтировано на площадке в Фордо.
Как ожидается, все подготовительные мероприятия могут быть завершены уже в январе 2016 года. Большинство опрошенных ТАСС дипломатов, близких к МАГАТЭ, склоняются к тому, что это произойдёт во второй половине месяца, после того, как во всех странах "шестерки" закончатся новогодние праздники.
Директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД РФ Михаил Ульянов пояснял в интервью ТАСС, что "как только иранцы выполнят все предварительные договорённости, МАГАТЭ подготовит об этом доклад и представит его в СБ ООН, после чего с Ирана должны быть сняты санкции, введённые как по линии СБ ООН, так и в одностороннем порядке США и Евросоюзом".