Один из ключевых институтов российской атомной отрасли, АО "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика Бочвара" (ВНИИНМ, входит в топливную компанию Росатома ТВЭЛ), отметил в среду свое 70-летие.
При активном и непосредственном участии ВНИИНМ были созданы "ядерный щит" страны, отечественный атомный флот, современные АЭС, космические аппараты, производство по переработке отработавшего ядерного топлива и многое другое. Сейчас ВНИИНМ — головная организация Росатома по проблемам материаловедения и технологий ядерного топливного цикла.
Начало "Девятки"
История ВНИИНМ началась, когда перед Советским Союзом остро встала необходимость создания собственного атомного оружия. Первое упоминание об организации института датировано 8 декабря 1944 года: в этот день вышло постановление Государственного комитета обороны СССР "О мероприятиях по обеспечению развития добычи и переработки урановых руд". Этим документом, в частности, предписывалось организовать в системе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР научно-исследовательский институт по урану, присвоив ему наименование "Институт специальных металлов НКВД" (Инспецмет НКВД, впоследствии НИИ-9, "Девятка"). На институт было возложено решение задач по технологии и материаловедению всего комплекса урановой проблемы: от изучения месторождений и методов геолого-разведочных работ до получения металлического урана, выделения из него после облучения плутония, получения металлического плутония, создание сплавов и технологий для изготовления компонентов ядерного оружия. Первым директором института стал инженер-полковник НКВД Виктор Шевченко, ранее работавший ранее главным инженером медно-никелевого комбината в Норильске. Под строительство здания института отвели площадку в районе Октябрьского поля, где до этого предполагалось разместить Институт экспериментальной медицины. С этого момента началась напряженная работа. Строительство корпусов и формирование лабораторий шло практически одновременно. Эта работа была завершена в конце 1945-го, и поэтому именно декабрь того года принят за дату рождения института. Для решения поставленных перед НИИ-9 задач необходимы были квалифицированные кадры. Но ни один вуз страны специалистов-"атомщиков" тогда не готовил. Поэтому основой будущего коллектива стали ученые и специалисты из других институтов и демобилизованные солдаты, имевшие опыт работы на химических предприятиях. Напряженная организационная работа привела к тому, что уже в самом начале 1946 года в институте были созданы и приступили к работе первые лаборатории. Для научного и организационного руководства были привлечены ведущие ученые и организаторы промышленности. В 1946 году к работе института в качестве научного консультанта был привлечен один из ближайших сподвижников Игоря Курчатова – выдающийся ученый, создатель отечественной школы материаловедения академик Андрей Бочвар. В ноябре 1947 года он возглавил отдел, основной задачей которого было изучение плутония и урана. В 1953 году Бочвара назначили директором НИИ-9. На этом посту он работал более 30 лет. Бочвар в разные годы был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Ленинской, четырех Сталинских и Государственных премий. Различные научно-технические направления в НИИ-9 возглавляли выдающиеся ученые: Зинаида Ершова, Илья Черняев, Антон Вольский, Александр Займовский, Федор Решетников, Сергей Конобеевский, Андрей Самойлов, Владимир Фомин, Всеволод Никольский, Григорий Меерсон.
Первый советский плутоний
Как вспоминали участники тех работ, сложность и срочность поставленных задач не допускали ни малейшей расслабленности. И люди работали с полной отдачей, порой сутками не выходя из лабораторий. Значительную часть оборудования, приборов, инструментов приходилось изобретать самим и делать самостоятельно. Уже в 1947 году в институте была создана полупромышленная установка для проведения радиохимических работ с высокой радиоактивностью. Первый отечественный препарат плутония был получен 18 декабря 1947 года. Радиохимические исследования плутония, проведенные в НИИ-9 в 1947-48 годах, стали основой для разработки технологической схемы промышленного выделения плутония. В конце 1948 года НИИ-9 организовал под руководством Бочвара комплексную бригаду научных сотрудников разных специальностей и направил ее на Южный Урал на комбинат №817 (ныне "Производственное объединение "Маяк"), где к тому времени уже работал первый советский промышленный реактор для наработки оружейного плутония. Бригада должна была помочь наладить выделение соединений плутония из облученных в реакторе урановых сборок, а также производство металлического плутония. Благодаря напряженной работе, хорошей организации и умелому высококвалифицированному научному руководству, комплексная бригада совместно с работниками комбината №817 смогла в самые короткие сроки выполнить задание правительства страны, и была отмечена высокими наградами. Двадцать девятого августа 1949 года было произведено успешное испытание первого советского заряда для атомной бомбы. Можно сказать, что этим был завершен первый этап деятельности НИИ-9. Стало ясно, что в течение короткого времени создан обладающий огромным потенциалом коллектив, готовый решать самые трудные задачи на высоком научном уровне. Сразу же за решением основных вопросов первого этапа НИИ-9 был ориентирован на создание материалов и технологии для водородной бомбы. Работа шла не менее напряженно, чем раньше, но уже имелась определенная база – и научная, и материальная. Эта задача также была успешно решена, первую советскую термоядерную бомбу испытали 12 августа 1953 года.
Технологии "мирного атома"
НИИ-9 внес огромный вклад и в развитие советского "мирного атома". В первой половине 1950-х годов институт стал, по существу, технологическим и материаловедческим центром атомной отрасли. В это время в НИИ-9 велась разработка тепловыделяющих элементов для первой в мире атомной электростанции, которую пустили в 1954 году в Обнинске. В начале 1960-х годов в институте были развернуты работы по созданию сверхпроводящих материалов, необходимых для изготовления из них провода для электромагнитов термоядерного реактора. К началу 70-х годов НИИ-9 переименовали во Всесоюзный научно-исследовательский институт неорганических материалов (ВНИИНМ). Во ВНИИНМ были разработаны изотопные термоэлектрогенераторы для энергоснабжения советских лунных аппаратов "Луноход-1" и "Луноход-2", а затем — радиоизотопные источники для космических аппаратов "Венера" и "Вега". Специалисты ВНИИНМ внесли большой вклад в создание на комбинате "Маяк" первого советского завода РТ-1 по переработке отработавшего ядерного топлива АЭС, который работает с 1977 года. Новые разработки Сейчас институт специализируется на проблемах материаловедения и технологий ядерных материалов, разработке тепловыделяющих элементов для ядерных реакторов, конструкционных, функциональных и наноструктурированных материалов и изделий на их основе, разработке технологий радиохимических производств и обращения с радиоактивными отходами. В текущем году специалисты ВНИИНМ получили значимые результаты по разным направлениям. В частности, в институте изготовлены экспериментальные рентгенооптические устройства, которые помогают повысить точность "рассматривания" разных материалов на нанометровых масштабах с помощью синхротронного излучения. Эти устройства прошли успешные испытания на синхротроне "Курчатовского института". ВНИИНМ получил патент на технологию изготовления из гафния труб, которые могут быть использованы в системах управления защитой активной зоны ядерных реакторов АЭС российского (ВВЭР) и зарубежного (PWR) дизайна для повышения безопасности и продления срока их эксплуатации. В институте в 2015 году велись верификационные испытания сверхпроводников, сделанных в России для проекта международного термоядерного реактора ИТЭР. А консорциум научных институтов Росатома и Российской академии наук, в который входит ВНИИНМ, сделал важный шаг к созданию промышленных методов "обезвреживания" радиоактивных отходов — им создана технология выделения из отработавшего ядерного топлива практически в чистом радиоактивного элемента америция, который затем планируется "сжигать" в ядерных реакторах на быстрых нейтронах.