Решение о строительстве приборного завода «Старт» в районе Пензы Совет Министров СССР принял 20 июля 1954 года, а уже в июне 1958-го предприятие отгрузило первую продукцию. Вспоминаем любопытные страницы из истории юбиляра.
Как и многие первенцы атомного проекта, завод строился ускоренными темпами на необжитой территории.
«Когда я приехал, не было ни завода, ни города. Был лес и заболоченная территория, отведенная постановлением Совета Министров СССР под строительство приборного завода. Итак, все начиналось с нуля!» — вспоминал впоследствии первый директор предприятия Михаил Проценко.
Рядом с цехами и заводами возводили дома, ясли и школы. Так возник город Пенза-19, сегодня Заречный.
Ветеран предприятия Константин Афанасьев, бывший в 1958 году сборщиком первой продукции, рассказывал о своей работе так:
«Начальники цеха и участка, можно сказать, заглядывали нам в глаза и просили только об одном: «Сделайте!» Ну а мы знали слово «надо», знали, что заказ нужно выполнить в срок, поэтому работали допоздна, иногда прихватывая и ночь. Жили в Пензе. Доберешься домой в 11–12 часов ночи, а в семь утра вскакиваешь и снова бежишь на автобус. Но молодость помогала легко переносить большие нагрузки.
Последние сутки, 30 июня, и вовсе не уходили с завода. Работу нужно было сдать до 12 ночи. Если б сдали в первом часу, заказчик заявил бы, что завод сорвал план. И вот мы все спаяли, собрали, проверили по электрическим параметрам, потом наши блоки приняли работники ОТК, за ними — представители заказчика. Поставили штампы, опломбировали, упаковали в ящики и отнесли на склад. Михаил Васильевич (Проценко) пожал каждому из нас руку и поблагодарил: «Спасибо, ребята!»
Наград никто из сборщиков не ждал. Однако в получку всем выдали огромные деньги. Я лично получил 3 тыс. рублей. Моя мать, служившая в ту пору главным инспектором горпищеторга, зарабатывала всего 600 рублей в месяц. Увидев деньги, она ужаснулась: «Ты что, Костя, их украл?» Мы тогда и подумать не могли, что сборка первых приборов войдет в летопись завода, станет легендой».
Михаил Проценко, первый руководитель предприятия, отработал в этой должности с 1955 по 1989 год. Под его руководством создавалось высокотехнологичное производство, по его инициативе построены многие общественные здания Заречного.
«Отец безумно любил свое детище — завод. В нем была вся его жизнь. Ему он отдавал все свои силы, все помыслы. Вторая его любовь — это наш красавец город. Он мог бесконечно рассказывать о битвах, которые разворачивались в проектных организациях, министерстве за новые современные дома, широкие улицы, Дом культуры «Современник», Дом молодежи, виадук, плавательный бассейн…» — вспоминал Олег Проценко, сын руководителя завода.
Непререкаемый авторитет для заводчан и жителей Заречного, Михаил Проценко ушел на пенсию в 1989 году, негативно принимая происходящие в стране перемены. На пенсии начал писать книгу «Дело, которому я служил».
В 2008-м «Старту» присвоили имя первого директора. Не только специзделия В «Старте» в 1970-е были созданы производства технических средств охраны, микроэлектроники, крупносерийное производство металлических изделий.
В 1989–1990 годы предприятие нуждалось в конверсии. Была идея собирать бытовую технику, но от нее быстро отказались: слишком технологичное производство, чтобы размениваться на такие мелочи.
«Мы обратили свои взоры на такие крупные и, прямо скажем, денежные отрасли, как нефтедобывающая, газодобывающая, железная дорога… Мы предложили им АСУ — автоматизированные системы управления объектами, которые пришлись как нельзя кстати. Дело в том, что после распада СССР оба союзных завода по производству АСУ остались на Украине и в Прибалтике. Более того, наша система с комплексом технических средств «Энергия» оказалась даже эффективнее и надежнее в эксплуатации, — рассказывал Александр Сидоров, технический директор «Старта» в 1990-е годы. — Вторым важным направлением стало производство технических средств охраны. Ими, с маркой Заречного, оснащены около 20 тыс. км государственной границы России, многие правительственные дачи, посольства РФ за рубежом, Оружейная палата Московского Кремля, Алмазный фонд, Санкт-Петербургский Эрмитаж и многие промышленные предприятия, в том числе в Пензенской области».
В 1967 году по поручению руководства страны была создана охранная система для выставки Алмазного фонда в Кремле. Идея экспозиции принадлежала председателю Совмина СССР Алексею Косыгину.
За четыре месяца лаборатория №36, занимавшаяся в Минсредмаше разработкой средств охраны атомных объектов, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии и «Старт» построили охранный комплекс, состоявший из системы датчиков и бронированных дверей, которые закрывались при срабатывании сигнализации.
Специалистам пришлось заниматься буквально всем — вплоть до создания специального витринного стекла. Оно получалось очень толстым, 200 мм, при этом сквозь него должны были быть хорошо видны экспонаты. Задачу выполнили.