11 января 2011 года вступило в силу российско-американское Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Необходимыми для этого дипломатическими нотами на церемонии в Москве обменялись заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков и посол США в России Джон Байерли.
Москва и Вашингтон, являясь крупнейшими в мире ядерными державами не только по масштабам ядерного оружейного комплекса, но и по размерам гражданского ядерного сектора, многие годы не имели совместной юридической основы для равноправного, системного и полноохватного взаимодействия в сфере атомной энергетики. Срок действия Соглашения между СССР и США о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 21 июня 1973 года и аналогичного Соглашения от 1 июня 1990 года давно истек. Немногочисленные совместные проекты регулировались частными соглашениями и специальными решениями глав государств.
В июле 2006 года президентом России Владимиром Путиным и президентом США Джорджем Бушем-младшим было принято политическое решение о необходимости подписания соглашения, после чего началась работа над его разработкой и обсуждением.
6 мая 2008 года генеральным директором Госкорпорации "Росатом" Сергеем Кириенко и заместителем государственного секретаря США Уильямом Бернсом было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергетики.
Срок действия соглашения — 30 лет.
Документ получил свое название по номеру статьи 123 американского закона об атомной энергии. Она оговаривает возможность сотрудничества с "нациями, группами наций или региональными оборонными организациями" только на условиях заключения соответствующего соглашения, которое утверждается президентом и ратифицируется парламентом Соединенных Штатов.
"Соглашение 123" создало правовой фундамент для долгосрочного американо-российского сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики, расширения коммерческих возможностей как для российской, так и для американской промышленности и более широкого сотрудничества по достижению важных глобальных целей нераспространения ядерного оружия.
Документ позволяет осуществлять совместную работу над проектами реакторов, которые уменьшают риск ядерного распространения. Он создает условия для осуществления исследований и разработок, в рамках которых американские национальные лаборатории и промышленность в партнерстве с российскими коллегами будут исследовать такие направления, как производство топлива, инновационные типы топлива и передовые проекты реакторов.
Соглашение поддерживает американские и российские коммерческие интересы, упрощая процесс создания совместных предприятий и разрешая продажу России американских ядерных материалов и оборудования. По оценкам экспертов, это поставит отношения в ядерной области между США и Россией на более прочную коммерческую основу. Американские и российские компании смогут совместно разрабатывать современные ядерные реакторы, подходы к топливному циклу и передовые технологии, которые являются безопасными и надежными.
США и Россия могут сотрудничать в сфере совместной разработки технологий, содействующих контролю над вооружениями и нераспространению.
"Соглашение 123" содействует сотрудничеству в области ядерной криминалистики, не допуская попадания в руки террористов ядерных материалов и обеспечивая условия для расширения технического сотрудничества в деле совместной разработки международных мер безопасности следующего поколения.