Визит госсекретаря США Джона Керри в Лаос, Камбоджу и Китай оказался неудачным. Ему не удалось договориться со своим китайским коллегой Ван И о введении в отношении Северной Кореи (КНДР) максимально жестких санкций, как того требовали Вашингтон, Сеул и Токио. В Лаосе и Камбодже Джон Керри не смог убедить местных лидеров поддержать точку зрения США на способ разрешения конфликтов в Южно-Китайском море. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, в условиях приближающихся президентских выборов Белый дом решил не тратить сил на поиск неожиданных ходов и просто подтвердил основные пункты внешней политики Барака Обамы в регионе.
Турне Джона Керри в Юго-Восточную и Восточную Азию длилось три дня с 25 по 27 января, и каждый из этих дней стал для него разочарованием. Сначала госсекретарь США безуспешно пытался убедить Вьентьян и Пномпень противостоять агрессивным действиям Пекина в Южно-Китайском море (ЮКМ) в рамках единого фронта Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Практически все страны этого сообщества оказались втянуты в территориальные споры с Пекином за множество мелких островков, лежащих на важных торговых маршрутах и над залежами природных ресурсов.
Лаос, который в следующем году займет пост председателя АСЕАН, будет — вопреки увещеваниям Вашингтона — настаивать на двустороннем разрешении споров между Китаем и государствами Юго-Восточной Азии. В 2012 году так же поступала председательствовавшая в АСЕАН Камбоджа, тоже сильно зависимая от Пекина политически и экономически. По мнению Белого дома, двустороннее разрешение споров вне АСЕАН выгодно только Пекину: в двухстороннем формате Китай с легкостью добивается своего за счет экономического и военного веса в регионе.
Виной безрезультативности турне Джона Керри, по словам руководителя азиатской программы московского Центра Карнеги Александра Габуева, стало отсутствие четкой стратегии американского "разворота в Азию", который был заявлен президентом США в 2011 году.
"Сначала Вашингтон напугал Пекин объявлением о развороте и дал ему легитимный повод вести себя более агрессивно в регионе ЮКМ,— напомнил эксперт в беседе с "Ъ".— Затем, когда Китай набрал темп, начал насыпать там искусственные острова и строить на них военные базы, США решили немного притормозить. Теперь, когда все уже насыпано и построено, они опять начали пытаться что-то делать".
По мнению Александра Габуева, в год президентских выборов Вашингтон решил просто подтвердить прежние положения своей политики, а прорывы оставить для следующего главы государства.
Не смог Джон Керри и убедить главу китайской дипломатии Ван И присоединиться к коалиции сторонников максимально жестких санкций в отношении Северной Кореи. После проведения Пхеньяном 6 января 2015 года очередных ядерных испытаний лидеры США, Японии и Южной Кореи договорились добиваться введения против КНДР максимально серьезных финансовых и торговых ограничений. Основной задачей Джона Керри в ходе поездки было уговорить на это Пекин, считающийся союзником Пхеньяна (на него приходится 77% всей северокорейской торговли). Ранее госсекретарь США обвинял Пекин в провале его северокорейской политики, не способной удержать Пхеньян от новых испытаний.
Ван И поддержал необходимость новой резолюции ООН, но добавил, что позиция Китая "не будет формироваться под влиянием эмоций" и что документ "не должен спровоцировать нового витка противостояния". В переводе с дипломатического это означает, что КНР согласен только на незначительные ограничения, считает кореевед, профессор университета Кукмин (Южная Корея) Андрей Ланьков.
"Китай способен выключить КНДР как лампочку, просто перестав субсидировать поставки им нефти, — сообщил он "Ъ".— Но это может вызвать в Северной Корее политический коллапс, что, в свою очередь, откроет двери для вмешательства США. Этого в период противостояния с Вашингтоном в ЮКМ Пекин допустить не может".
По словам Андрея Ланькова, на совещании китайского руководства по северокорейской проблематике, прошедшей в сентябре 2015 года, было принято решение удерживать КНДР от коллапса, несмотря на ее сильно раздражающее Пекин поведение.