Изобретения дальневосточных ученых входят в число самых значимых открытий Российской академии наук. Так, уникальные методы по ликвидации радиоактивного загрязнения успешно применяются на предприятии РосРАО в Приморье. Благодаря изобретению приморцев с 2000 года удалось очистить 13 тысяч кубометров жидких радиоактивных отходов, переданных Тихоокеанским флотом. В зону повышенной радиации не побоялись заглянуть и наши коллеги.
Территория в районе бухты Сысоева, где находится единственное на Дальнем Востоке предприятие по обращению с радиоактивными отходами, чем-то напоминает таинственную и закрытую от посторонних зону из фильма Андрея Тарковского «Сталкер».
И действительно, попасть в зону повышенной опасности без допуска и досмотра, а также без спецодежды и дозиметра — невозможно. Соблюдение требований радиационной безопасности — обязательны для всех. Именно здесь получают чистую воду из жидкости с высоким содержанием стронция и цезия.
Александр Коваленок, главный специалист по ядерной и радиационной безопасности ДВЦ "ДальРАО":
«Сооружение представляет собой уникальную промышленную установку, предназначенную для переработки низких и среднеактивных жидких радиоактивных отходов, которые накопились в процессе эксплуатации атомных подводных лодок Военно-морского флота, а также тех, которые образуются в процессе деятельности нашего предприятия».
Так называемые, жидкие радиоактивные отходы образуются в результате охлаждения реакторов атомных субмарин. Прямо с подлодок, которые отслужили свой век, сюда доставляется для очистки загрязненная вода. Уникальные разработки дальневосточных ученых и новейшие технологии здесь реализуются в соответствии с государственной программой по ядерной и радиационной безопасности.
Сергей Кириенко, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом":
«Объект - принципиально важный не только для Приморского края. Для Росатома это такая важная экологическая задача, потому что мы приняли от Министерства обороны подводные лодки, выведенные из состава Тихоокеанского флота, именно атомные подлодки, отработанное топливо, ЖРО и задача «Росатома» была, во-первых, привести все это в безопасное состояние, и обеспечить, чтобы то, что есть, хранилось абсолютно надежно, безопасно и не увеличивалось количество вторичных отходов…»
За автоматизированной системой по очистке ЖРО круглосуточно следят всего два сотрудника. Здесь рабочие руки нужны, в основном, для замены содержимого в фильтрах. В закрытых емкостях жидкость просачивается через поглощающий материал, точно сквозь песок, ведь сами сорбенты на 80% состоят из пор.
На комплексе переработки жидких радиоактивных отходов загрязненная Н₂О проходит 8 ступеней очистки от радионуклидов и нефтепродуктов, причем у каждого фильтра — своя начинка для поглощения опасных соединений. Здесь последний контрольный барьер проходит жидкость, которую после лабораторного исследования можно смело сливать за борт!
В радиохимической лаборатории подтверждают, вода после такой обработки — обычная, дистиллированная. Она не содержит солей и вредных примесей. И такого эффекта смогли добиться наши земляки — ученые института химии ДВО РАН, которые трудились над созданием чудо-сорбентов. Более 20 лет новаторы изучали их поглощающие свойства. И вот с 2005 года селективные материалы изготавливаются в производственных масштабах.
Валентин Сергиенко, вице-президент РАН, председатель ДВО РАН, академик РАН:
«Есть многолетний научный поиск, который и привел к такому результату. Наши являются самыми лучшими и не имеют аналогов в мире. Японцы тоже ведут поиск путей получения новых сорбентов, но они идут другим путем. У них есть другие материалы, которые, для их сожаления, не обладают теми свойствами, которыми обладают наши сорбенты».
По оценкам экспертов, ежегодно на прилегающую к японской "Фукусиме-1" акваторию попадает более 400 тонн радиоактивных грунтовых вод. Вот уже около 5 лет прошло с момента аварии на АЭС, но японцы все еще раздумывают о сотрудничестве с российской стороной, пытаясь самостоятельно устранить последствия катастрофы. И продолжают тратить миллионы долларов на безуспешные пока попытки повторить открытие дальневосточных ученых.