Вузы-участники Проекта 5-100 разрабатывают различные модели образовательной системы, позволяющие современному студенту несколько раз за время обучения в вузе поменять свою образовательную траекторию. Об этом сообщил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, выступая на круглом столе "Вуз-предприятие: проблемы и перспективы взаимодействия по подготовке кадров", который состоялся в Общественной палате РФ.
"Советская модель образования напоминала трубу: студент нырял туда, а на этапе диплома выныривал, оглядывался, изумлялся, что он получил ту или иную специальность", — сказал он, подчеркнув, что теперь у студента появилась возможность маневра. "Если он намерен после окончания бакалавриата работать на производстве, он заканчивает прикладной бакалавриат; если же его амбиции распространяются на магистратуру или аспирантуру, он целенаправленно идет туда",
— пояснил ректор.
Касаясь вопроса трудоустройства выпускников, Михаил Стриханов сообщил, что вуз активно сотрудничает с работодателями. "В основном кадры нам заказывает "Росатом" – диверсифицированная госкорпорация, в которой множество холдингов", — сказал он, добавив, что это автоматически дает вузу взаимодействие более чем с 200 предприятиями. Кроме того, вуз сотрудничает с Роскосмосом, Федеральным медико-биологическим агентством России, РАН.
"МИФИ — узконаправленный, но не мононаправленный университет: у нас хорошая электроника, а также все, что связано с физикой твердого тела, спинтроникой и плазмоникой завтрашнего дня", — отметил он, назвав это "емким инженерно-физическим сочетанием".
Вместе с тем ректор усомнился в целесообразности целевого набора в университет. "Целевой набор — вход в вуз с заднего крыльца", — полагает он. Для "целевиков", по его мнению, нужно повысить вступительную планку. "Они должны проходить через те же жесткие рамки, что и все остальные студенты ", — считает ректор.
Михаил Стриханов также рассказал о тех задачах, которые недавно поставило руководство "Росатома" перед вузом. Первая задача, по его словам, заключается в том, чтобы готовить технических и технологических специалистов, причем как российских, так и иностранных. "Росатом" глобально развивается, имея интересы более чем в 70 странах, и во всех странах должно быть кадровое присутствие", — пояснил он.
Другая задача, по его словам, не совсем традиционная для вуза: подготовка специалистов, которые могут успешно продавать продукцию главного работодателя за рубежом (атомные станции, опреснительные установки, различные материалы, полученные с помощью электронных и пучковых технологий и пр.).
Активность же работодателя по подготовке кадров и взаимодействию с вузом предполагает, по словам ректора, формирование среднесрочного заказа по компетенциям, профилю и количеству выпускников.
"Работодатель утверждает определенные модели компетенций, участвует в разработке образовательных стандартов, предоставляет материально-технические и лабораторные условия для реализации практикоориентированных сетевых программ", —
пояснил также Михаил Стриханов.