Восстановление мирового рынка урана, просевшего после аварии на японской АЭС "Фукусима-1", обязательно произойдет, поскольку производство этого металла при отсутствии разработки новых месторождений будет сокращаться, считает президент АО "Uranium One Group" (холдинговой компании международного горнорудного дивизиона госкорпорации "Росатом" — Uranium One) Василий Константинов.
В январе 2011 года, за два месяца до аварии на АЭС "Фукусима-1", спотовые цены на закись-окись урана достигали 73 долларов за фунт. В январе 2016 года эта величина составляла около 35 долларов за фунт.
В интервью отраслевому изданию "Вестник Атомпрома" Константинов назвал причины падения спроса на уран.
"Темпы введения в строй атомных блоков в Японии оказались не такими быстрыми, как прогнозировали эксперты МАГАТЭ и ожидал рынок. Сегодня рынок урана находится под большим давлением также со стороны "вторичных" источников урана. В связи с падением стоимости обогащения производить уран на центрифугах стало достаточно дешево и эффективно",
— пояснил Константинов.
"Урановых "хвостов" (побочный продукт обогащения урана, возникающий при производстве ядерного топлива – ред.) скопилось довольно большое количество. Уран из "хвостов" стал востребован, он перерабатывается и идет на производство топлива для реакторов, увеличивая предложение и снижая цену на уран на рынке", — отметил Константинов.
По словам главы "Uranium One Group", также надо учитывать складские запасы урана, сформированные потребителями в ожидании динамичного развития рынка и масштабного ввода атомной генерации. Особенно велики неиспользованные запасы у японских потребителей. Этот уран также поступает на рынок, увеличивая предложение.
"Естественно, все эти факторы давят на спрос и не дают вырасти цене, и, как следствие, делают нерентабельными инвестиции в новые месторождения",
— сказал Константинов.
Он отметил, что рынок восстановится, когда возникнет баланс между потребностями атомной генерации в ядерном топливе и предложением урана, поступающего на рынок из разных источников.
"Это неизбежно произойдет, так как производство урана в условиях отсутствия разработки новых месторождений будет сокращаться",
— сказал Константинов.