На прошлой неделе в Торонто (Канада) состоялась Всемирной конференции по ядерному топливному циклу (WNFC). Эта конференция является ежегодным мероприятием, организатором которого являются Всемирная ядерная ассоциация и американский Институт ядерной энергетики.
Основной темой конференции стала ситуация на мировом рынке урана. Представители уранодобывающих компаний на прошлой неделе рассказали о своих действиях в связи с продолжающимся падением цен на уран и спрогнозировали рост спроса на ядерное топливо.
Выступая на открытии, президент и генеральный директор уранодобывающей компании Cameco Тим Гитцел (Tim Gitzel) напомнил, что падение мирового уранового рынка началось после аварии в Фукусиме в 2011 году.
«Прошло шесть лет трудных для нас времён, когда были неоправданно низкие цены на уран, закрытие шахт, ужесточение конкуренции, тем не менее мы прогнозируем улучшение ситуации на рынке», - отметил он.
По его словам, принадлежащие Cameco совместно с AREVA месторождения McArthur River и Cigar Lake (оба расположены в районе Саскачеван в Канаде) в 2016 году добыли соответственно 18 и 17 млн фунтов урана (в пересчете на U3O8), что делает их двумя крупнейшими месторождениями в мире. При этом месторождение Cigar Lake уже второй года подряд превысило ожидаемые показатели (в 2016 году добыто на 1 млн тонн больше, чем планировалось).
В отношении же месторождения McArthur River Тим Гетцел отметил:
«Если бы оно было отдельной страной, то это была бы одна из крупнейших уранодобывающих стран мира. Такое обстоятельство даёт нам конкурентное преимущество и возможности для маневров в зависимости от рыночных условий».
В то же время, из-за низкого спроса на рынке урана, в 2016 году на этом месторождении было добыто урана на 6% меньше, чем в 2015 году, и на 10% ниже прогноза.
Как сказал в связи с этим президент Cameco Inc Джеймс Добчук (James Dobchuk), «Закончились те времена, когда мы могли говорить исключительно о росте производства». По его словам, даже через несколько лет после аварии в Фукусиме спад уранового рынка продолжался, т.к., как правило, контракты заключаются на длительное время по согласованной цене, поэтому негативные последствия также ощущаются в течение длительного времени. Старший исполнительный директор добывающего дивизиона компании AREVA Жак Пеатье (Jacques Peythieu) сообщил, что в прошлом году спотовые цены на уран упали в 2 раза.
«С одной стороны, падение цен не было неожиданным для нас, но, с другой стороны, мы не думали, что это падение будет настолько резким», - сказал он.
Пеатье рассказал о мерах, предпринимаемых AREVA для выправления ситуации: сокращение производства на совместных предприятиях с Cameco и на своих собственных предприятиях – так, добыча на рудниках Somaïr и Cominak в Нигере в 2016 году снизилась по сравнению с 2015 годом на 16% и 13% - до 5,5 и 3,6 млн фунтов U3O8 соответственно. На принадлежащем AREVA месторождении Katco в Казахстане уровень добычи за тот же период снизился на 10% - до 9 млн. фунтов U3O8.
Сокращение добычи урана повлекло за собой и массовые увольнения – 120 человек на совместных месторождениях AREVA и Cameco и 500 человек в результате приостановки добычи на месторождении Rabbit Lake в Канаде.
Тем не менее, владельцы уранодобывающих компаний рассчитывают на рост цен на рынке урана в ближайшее время. Основанием для оптимистического настроя является факт строительства в мире 57 энергоблоков АЭС, вероятные в ближайшее время перезапуски АЭС в Японии, а также проводимая во многих развитых странах политика на развитие безуглеродной энергетики.